Обучение английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста: методики и подходы
Планируете обучать ребенка английскому? Это безусловно верное решение, которое позволит ему приобрести не только новые знания, но и выстроить успешную карьеру в будущем, облегчить переезд в другую страну и существенно расширить круг общения. В этой статье расскажем о том, как осуществляется обучение иностранному языку для детей, какие методы применяются и на что нужно обратить внимание при выборе языковой школы.
Взрослые уже отлично понимают, что знать английский язык сегодня является необходимостью. В то же время дети еще не осознают всей важности наличия иностранных языков в их жизни. На данный момент английский для них – всего лишь набор символов и форм, но не бесценный опыт и обширные перспективы для будущего. Тем не менее, с каждым днем все больше родителей решаются на обучение детей иностранным языкам уже с малых лет, и при этом зачастую они оказываются правы. Главное – подобрать наиболее эффективный и правильный подход.
Один из наиболее дискуссионных вопросов, связанных с обучением детей, заключается в том, когда стоит начинать учить детей английскому языку. Некоторые родители опасаются создавать дополнительную нагрузку для своих детей, тогда как другие родители настаивают на раннем развитии и стремятся обеспечить своим детям все необходимые знания с самого детства.
Фактически, ранний возраст – это период активных открытий и исследований мира, поэтому ребенок с большим интересом воспринимает новую информацию и с легкостью изучает родной язык.
Хотя родной язык ребенок слышит ежедневно, в отличие от иностранного языка, который он слышит только время от времени, до 10 лет возраста ребенок может легко запоминать целые языковые конструкции, что облегчает процесс обучения. И еще один ключевой фактор: на ранних стадиях обучения дети не боятся совершать ошибки при изучении языка, у них нет психологических барьеров; поэтому они быстрее начинают говорить на иностранном языке. Кроме того, ребенок воспринимает процесс обучения как игру, и грамотный преподаватель может легко поддерживать интерес ребенка к языку, используя игры, песни, физические упражнения. Вначале ребенок учится говорить, слушать и запоминать английские слова и фразы, а не изучать алфавит и грамматику.
Существуют различные методы обучения английскому языку для детей в зависимости от их возраста:
- Глен Доман предлагает метод обучения английскому языку, начиная с младенческого возраста, который использует визуальную память для развития ребенка; рисунки и написанные на них слова помогают ребенку запоминать новую информацию, и этот метод может использоваться для детей до среднего школьного возраста.
- Кубики Зайцева - метод, который подходит детям от трех лет.
- Проектный методик - способ обучения, направленный на развитие художественного вкуса и творческих способностей детей от четырех до пяти лет.
Начиная с четырех лет, дети могут посещать регулярные уроки английского языка, но грамматику изучают только с 6-7 лет, когда уже развивается абстрактное мышление у ребенка.
Кроме того, изучение английского языка помогает детям развивать самостоятельность, творческие способности, критическое мышление и умение ставить и достигать целей. Эти навыки будут полезны и в будущем, как в школьной среде, так и в социальной жизни детей.
Изучение английского языка для детей дошкольного возраста должно соответствовать определенным принципам, чтобы дать максимальную эффективность и не перегрузить ребенка.
Первый принцип – добровольность занятий. Важно не заставлять ребенка учить английский язык, чтобы уроки не стали обязанностью, которая может надоесть. Игровой подход помогает вызвать интерес к языку, научиться языковым навыкам легко и без проблем.
Мотивация и интерес к обучению – важный принцип. Детей не интересует карьера. Им нужно что-то другое, чтобы занятия были привлекательными. Если процесс обучения приносит радость и не надоедает, дети становятся лучшими учениками. Желаемую мотивацию стоит придумать самостоятельно.
Условия комфорта во время занятий – это тоже не маловажный момент. Каждый ребенок индивидуален. Одни пользуются уроком, находясь в группе с другими детьми и преподавателем, а другие – нуждаются в присутствии одного из родителей. Если занятия пройдут легко и естественно, ребенок начнет легко воспринимать материал. Если же заметите, что ваш ребенок сопротивляется обучению – стоит изменить подход.
Последний принцип – последовательность обучения. Дошкольный возраст не позволяет заниматься правилами орфографии и грамматики. Рекомендуется использовать песни, танцы и игры для изучения новых слов. Главное, чтобы материал был последовательным и новые знания легко усваивались, так как они уже связаны с известным детям предметом.
Методы обучения детей иностранному языку могут быть разными, они зависят от индивидуальных особенностей ребенка и цели изучения языка. Рассмотрим некоторые из основных методик.
Один из популярных методов – ассоциативный. Этот метод основан на связывании изучаемой фразы или слова с ярким образом или картинкой. Дети с развитым воображением быстро запоминают слова, связанные с визуальной картинкой, что позволяет легко отыскать нужное слово в памяти.
Коммуникативный метод или лексический подход – это метод, основанный на общении. Ребенок постепенно учится думать на английском через общение и обсуждение различных тем. Например, можно обсуждать прошедший день, новую книгу или фильм. Таким образом, дети разучивают фразы и выражения, которые легко используют в повседневной речи.
Аудио-лингвальный и аудиовизуальный методы позволяют хорошо отрабатывать устную речь. Они основаны на практике в различных диалогах и разговорах на английском языке, что помогает детям легко учиться говорить.
Метод погружения – это метод, основанный на восприятии оригинальной английской речи через фильмы, музыку и общение с носителями языка. Этот метод помогает детям привыкнуть к английской речи и думать на этом языке, что в дальнейшем будет очень полезно.
Сегодня все больше родителей задумываются о раннем начале обучения английскому языку своих детей. Ведь как известно, ранее дети начинают учить язык, тем быстрее и лучше они его осваивают. Сегодня расскажем о том, как проходит обучение английскому в дошкольном возрасте.
Главная цель обучения английскому языку дошкольников заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться коммуникативным навыкам. Дети должны начать понимать английскую речь и уметь на нее реагировать. Важным аспектом является также правильное произношение. Ребенок употребляет простые английские слова, заучивает фразы из песенок и учится распознавать слова в играх. Очень важно, чтобы слова на английском языке соответствовали понятиям, которые ребенок уже хорошо знает на родном языке, и чтобы они легко сочетались друг с другом.
Интересный факт состоит в том, что детям в возрасте дошкольника проще всего запоминать названия предметов и действий, которые они могут потрогать и воспроизвести. Дети уже учат предметы одежды, части тела, членов семьи, приветствия, игрушки и животных на английском языке. Развитие образной памяти также очень важно для эффективного запоминания слов. Поэтому на занятиях используются картинки, реальные предметы, игрушки, а также творческие задания, такие как рисование, раскрашивание и вырезание. Физические упражнения на занятиях английского языка также сопровождаются названием их нa английском.
На занятиях фиксируется активность дошкольников. Обычно урок не превышает 30-40 минут, так как у детей еще не развита способность долго концентрироваться. Занятия проводятся два раза в неделю. Такое обучение способствует развитию наблюдательности, внимания, сообразительности и хорошо готовит ребенка к школе.
Английский язык для детей младшего школьного возраста – это не только учеба, но и разнообразные игры, подвижные задания, стихи и песни, мультфильмы. В этот период жизни дети очень любознательны и активны, что требует занятий в форме увлекательных игр и заданий, чтобы сохранять их интерес и не допустить быстрого утомления.
Важным аспектом возраста является начало учебной деятельности. К 7-9 годам детям уже намного проще выполнять заданную программу, их внимание становится более устойчивым, а память – более сознательно регулируемой. В этом возрасте дети умеют ставить цели и добиваться результата, что можно использовать для привлечения их к изучению английского языка.
Длительность уроков для детей младшего школьного возраста может составлять 40-45 минут, проводить их рекомендуется 2-3 раза в неделю. Родители, желающие обучить своих детей английскому языку, могут использовать известные методики, разработанные специалистами, но не всегда они могут стать заменой профессиональных репетиторов или языковых школ.
Подход к обучению детей младшего возраста должен быть системным, а занятия легкими и комфортными. Лучшим вариантом будет отдать ребенка в языковую школу, где он сможет учиться в группе, совмещая учебу с развитием командной деятельности и социализацией. Профессиональные преподаватели, используя современные методики, создадут интерес к английскому языку, который постепенно станет частью жизни ребенка, помогая ему добиваться успеха в будущем.
Фото: freepik.com