Знахарство. Сакральные практики
Тема не однозначная, отношение к знахарству (от слова ЗНАТЬ) в разное время, у разных народов (особенно в отсутствии продвинутой медицины) было единственно верным: Помоги мне!
Тема не однозначная, отношение к знахарству (от слова ЗНАТЬ) в разное время, у разных народов (особенно в отсутствии продвинутой медицины) было единственно верным: Помоги мне! Ты же ЗНАешь, как. Сегодня знахарство воспринимается, в основном, как пережиток неграмотного прошлого.
Как же обстоит на самом деле? Ведь еще существуют народные бытовые сакральные практики, когда люди верят, что помочь могут не таблетки, а что-то другое. Разобраться в практике знахарства отважно попыталась, под руководством педагога дополнительного образования Бедушвиль Светланы Николаевны, ученица 9 класса МКОУ СОШ с. Бельск Фильчук Анастасия.
Слово автору
С одной стороны, Знахарство с древнейших времён возникало у всех народов и первоначально не отделялось от народной медицины. Знахари использовали накопленные изначальные знания о целебных свойствах растений, продуктах животного происхождения, минералох, а также опыт о помощи больному и по уходу за ним.
С другой стороны, Знахарство — незаконное занятие врачеванием как профессией лицами, не имеющими общепринятого (официального) медицинского образования. Под знахарством подразумевают, известные с незапамятных времен у народов, всех стран, «примитивные» способы лечения, которые традиционно сопровождаются различными ритуалами.
Широко использовались ритуальные обряды (заговоры, заклинания и др.). Они воспринимались как необходимые и часто оказывали положительное психотерапевтическое воздействие. Многие из широко применявшихся средств и методов (черника при поносах, лук и чеснок для предупреждения цинги, наложение лубков на поврежденную конечность, массаж, кровопускание и др.) оказались рациональными и впоследствии вошли в научную медицину.
По мере накопления положительного опыта, возникли различные специализации среди знахарей — лечителей, избравших определенные направления в своей деятельности, которые преимущественно передавались из поколения в поколение. На Руси в знахарской среде выделялись:
Костоправ Травник Рудомет (тот, кто лечит кровопусканием) Очных дел мастера Кильных дел мастера (специалисты по вправлению грыж). Апитерапевт ( пчелолечение)Народная медицина во все времена имела очень противоречивый характер. Многие считают её обманом, думая, что нет в ней никакой пользы, другие же, наоборот, не доверяют официальным врачам и больницам. Они пользуются только методами, которые «завещали» бабушки и прабабушки. Это способы, которые передавались из поколения в поколения долгие годы. Одним из интереснейших элементов народной медицины является деятельность знахарей и сам заговор как таковой.
Наиболее часты ассоциации знахарства с колдовством и порчей, которые приносят вред людям. Обычно говорили: он хотел ее «испортить» – навести порчу. Так, в начале XIX века к человеку, который занимался знахарством, уделялось пристальное внимание.
У моего дедушки в семье были знахари.
И вот что он мне рассказал.
Моя бабушка поделилась со мной воспоминаниями о том, как её мама (моя прабабушка) лечила всех людей в округе от желтухи.Были у мамы большие желтые бусы, как из бисера. Однажды соседку выписали из областной больницы, где ей сказали, что проживёт она не больше месяца. Так вот, пришла она к моей маме и попросила о помощи. Мама отвела её в баню, там мыла её и шептала особые слова (какие – никому не говорила и не разрешала разбалтывать тем, кого ими лечила). Затем в настоявшуюся на печи воду она бросала одну бусинку от тех самых золотых бус и велела больной выпить. После мытья нужно было обязательно переодеться в чистую одежду. Данную процедуру нужно было повторять три дня подряд. Эта соседка дожила до 60 лет.
Однажды приехал к нам сосланный в Сибирь и поселился по соседству. Пришёл к маме и попросил её вылечить, она отвела его в баню, провела процедуру, а он надел свою ношеную одежду. Так его после этого всю ночь припадки хватали, и он бредил. Потому что именно в чистую одежду после процедуры переодеваться нужно.
Ещё водили к ней соседских детей. Она садилась с ними к печке и молитву шептала, а после руки, ноги и лицо сажей обмазывала ребёнку. После этого грудные дети плакать переставали кричать и прямо у неё на руках засыпали.
Самым распространённым методом лечения простудных заболеваний в семье у бабушки была раскалённая кочерга. Мы ведь не знали вообще, что такое таблетки. Если вдруг кашель или горло болит, мама берёт кочергу, бросает в печку. Кочерга красная, накаляется, мама берёт и опускает её в холодную воду, этой водой поит нас перед сном, наутро никаких следов простуды не остаётся.
Рожистое воспаление лечила мелом и красной материей, при этом шептала какие-то слова.
Таким образом, мы видим схожесть всех тех процедур, которые знахари проводят с больными людьми. Обязательно присутствует ритуальная атрибутика, произносятся специальные слова (молитва, заговор), которые в сумме составляют некий обряд. Что касается личности знахаря (целителя), то можно заметить, что это мог быть обычный человек, который бесплатно помогал соседям.
И сегодня в селе Бельск есть бабушки, которые лечат заговорами. Их возраст уже за 80 лет. Они не захотели со мной общаться, объясняя это тем, что могут потерять свой дар. А лечат они, в основном, детей от испуга и от сглаза.
Ефремова Татьяна Александровна – Черемховская знахарка
Мне удалось поговорить со знахаркой из города Черемхово, которая занимается этим уже 30 лет.
Я знахарка, занимаюсь этим уже 30 лет. Прошла два посвящения: первое Заговорный, а второе Видящей.
Поняла я, что мне это нравится. Когда к нам переехала семья, у их девочки на шее лишай был. У меня в детстве тоже как-то был, мне папка его выжег уксусной кислотой, ожог лечили потом. А девочка та не хотела ни в какую. Ну, я думала, что делать. Тут соседка пришла, сказала, что слышала о проблеме. Сказала, сможет заговорить лишай , и на утро все пройдет. Ну, я махнула рукой, думаю, пусть делает.
Принесла она, значит, всякие странные штучки, провела обряд и ушла. На утро приходит ,спрашивает: «Ну что, как прошло?» Я плечами пожала, мол, не знаю. Посмотрела она, а там как будто ничего и не было.
Я начала интересоваться , как это. Она мне и сказала: «Если хочешь, приходи к нашему учителю вечером». Я пришла к ней домой, она увела меня. Я думала — мошенник, денег потребует. Но нет, он сказал что никаких денег не нужно , он делает все это просто так, для того, чтобы помочь людям.
Когда начала понимать, что все это на самом деле помогает, и люди приходят к нему за помощью, начала общаться . Спустя несколько лет он с улыбкой на лице меня посвятил в Знахарство, да и потом в Видящую. Сейчас его, правда , уже нет.
Если на заболевание, то я уже работаю как травница.
По мере развития научной медицины знахарство, не умеющее объяснить действительные причины болезней, неспособное избавить человека от страданий, становится одним из вреднейших пережитков. Но во многих государствах, в которых квалифицированная медицинская помощь, вследствие ее высокой материалоёмкости, и как следствие — её дороговизны, мало доступна необеспеченным слоям населения, возрождается знахарство.
В настоящее время, когда забота о повышении материального благосостояния и здоровья только декларативно провозглашаются главной социальной задачей, а медпомощь позиционируется как бесплатная и общедоступная, фактически бурно процветают махровые суеверия, знахарские «врачевания», религиозные предрассудки. Способствует возрождению знахарства тотальная деградация культуры и материалистических воззрений.
Занятие врачебной практикой, как профессией, лицами, не имеющими медицинского образования, рассматривается законодательством как незаконное врачевание, наказание за которое предусмотрено Уголовным Кодексом.
Если в результате действия знахарей возникают вредные для здоровья больного последствия:
ухудшение течения болезни; переход болезни в хроническую форму; телесные повреждения; упущение сроков для медицинского вмешательства; или наступает смерть больного, —виновные подлежат уголовной ответственности — и за незаконное врачевание, и за соответствующее преступление против жизни и здоровья. В таких случаях проводится судебно-медицинская экспертиза, которая решает следующие вопросы:
как объективно влияли на здоровье больных использованные знахарем приемы; имеется ли причинно-следственная связь между ними и ухудшением в течении заболевания или наступлением смерти больного; не были ли упущены сроки для оказания медпомощи; в каких последствиях и в какой степени проявляется вред, причиненный здоровью пациента «лечением» знахаря.Даже в тех случаях, когда выполнение знахарских манипуляций не наносит непосредственного вреда пациенту в данный момент, не диагностированное вовремя и не леченное надлежащим образом врачом заболевание в дальнейшем может прогрессировать, вызвать осложнения и стать опасным для жизни или превратиться в страдание с хроническим течением; инфекционное заболевание может стать опасным для здоровья и жизни окружающих.
Особенно опасны попытки знахарей лечить инфекционные болезни, осложнения родов, а также те их действия, которые являются подделкой под научную медицину; нередко знахари «применяют» вместе молитвы, травы, аптечные препараты, прибегают к кустарно изготовленным инструментам, с помощью которых производят опасные для жизни больного хирургические манипуляции.
Так что следует очень хорошо подумать, прежде чем решиться обратиться к знахарям или «бабушкам».
Последние новости
Запрет на кальяны и вейпы в Кемеровской области
Новый закон направлен на улучшение общественного здоровья.
Обсуждение изменений в региональном бюджете Иркутской области
Комитет по бюджету продолжает работу над финансовыми вопросами региона.
Рубль продолжает падение на фоне экономических нестабильностей
Курс российской валюты достиг рекордно низких значений.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований