Тайны старого Иркутска
Иерусалимская гора: герои-полярники, масонский след и призрак церкви на холме В Иркутске появился новый экскурсионный маршрут, посвященный истории одного из старейших и загадочных кладбищ города,
Иерусалимская гора: герои-полярники, масонский след и призрак церкви на холме
В Иркутске появился новый экскурсионный маршрут, посвященный истории одного из старейших и загадочных кладбищ города, на месте которого до недавнего времени находился Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО). На Иерусалимской горе нашли последнее пристанище политические ссыльные, представители духовенства, научной общественности, купечества и всех слоев населения. На территории в 20 гектаров погребено более 100 тысяч человек.
Какие тайны скрывает самый центр города? Когда и при каких обстоятельствах появился Иерусалимский некрополь и как он превратился в увеселительное заведение? Наш корреспондент встретился с автором новой культурной программы, заведующим экспозиционным отделом областного краеведческого музея «Окно в Азию» Сергеем Норвайшасом и отправился в ретроспективное путешествие по скорбной земле.
Рожденное чумой
История Иерусалимского некрополя начинается в 1772 году. В те времена функции службы записи актов гражданского состояния были закреплены за церковью. Каждый новорожденный был приписан к приходу какого-либо храма и занесен в специальный реестр – «метрическую книгу». Туда же вписывали сведения о важнейших в жизни прихожан событиях: браках и, конечно, смертях. Усопших хоронили в освященной земле, то есть в ограде церкви. В Иркутске того времени собственные кладбища были при Спасской, Тихвинской и Крестовоздвиженской церквях.
Но такие территории очень быстро «насыщались» покойниками. «Популярные» погосты вмещали несколько «этажей» захоронений в самом центре города. Антисанитарные условия способствовали вспышкам и распространению инфекций, как это было в европейской части России, где в XVIII веке свирепствовала чума. В 1771 году Правительствующим cенатом был издан указ, запрещающий погребения при церквях во всех городах империи. Указ предписывал производить все захоронения в специальных местах за чертой города. В Иркутске под новый погост отвели площади за Крестовоздвиженской церковью. Так возникло Иерусалимское кладбище.
– Если внимательно взглянуть на карты, можно увидеть, что границы, отделяющей Иерусалимское кладбище от Крестовоздвиженского, практически не было. Музыкальный театр и вся прилегающая территория также находятся на земле бывших захоронений. Однако только спустя 20 лет после основания кладбище получило современные границы и регулярное начальство. Здесь была собственная артель рабочих, копавших могилы, а также староста, который взимал деньги, а затем сдавал их в управу. В дальнейшем средства шли на благоустройство кладбища. Был и попечитель, который курировал работу скорбного места, – рассказывает Сергей Норвайшас.
Второй храмПримечательно, что в Иркутске случился, если можно так выразиться, ремейк истории о храме Соломона, ставшей символом масонства. А может статься, что найти библейские аллюзии можно в чем угодно. В любом случае, сохранившийся до наших дней Входо-Иерусалимский храм был не первым ритуальным зданием при буйвище. Небольшая каменная церковь во имя Входа Господня в Иерусалим была построена в 1795 году, она располагалась в нынешнем центре парка. В силу инженерных нарушений при строительстве к середине XIX века церковь значительно обветшала и частично была разрушена землетрясением, после чего была демонтирована, а на ее месте установили часовню на средства городской мещанки – госпожи Качаловой.
Второй Входо-Иерусалимский храм основали для служения в 1835 году, на самой высокой точке города. С его колокольни были видны все иркутские храмы и монастыри. Церковь обладала любопытной особенностью: здесь отсутствовали метрические книги, не проводились обряды крещения и венчания, имел место только обряд отпевания. Причем перед погребением начальство приходской церкви, к которой был приписан усопший, должно было сообщить настоятелю Входо-Иерусалимской церкви, что в их метрику покойник уже занесен. Только после такой бюрократической процедуры можно было проводить отпевание. Помимо православного, на Иерусалимском погосте существовали католическое, лютеранское, старое еврейское и новое еврейское кладбища.
«Звезды» и незнакомцыСейчас организацией «Иркутский некрополь» установлены личности чуть более двух тысяч погребенных, это менее двух процентов от общего числа. Среди наиболее известных значатся имена архитекторов Антона Лосева, Владислава Кудельского и Александра Разгильдеева, декабристов Иосифа Поджио и Павла Выгодовского, автора летописи Иркутска Петра Пежемского, публициста Михаила Загоскина, художника Максима Зязина, сподвижника Колчака по полярным экспедициям, военного гидрографа и путешественника Федора Матисена. Но установить места их реальных захоронений сейчас почти невозможно.
– Точное количество памятников пока не учтено, они рассредоточены по всей территории. Гуляя, можно наткнуться на огромное количество надгробий: надмогильные конструкции, подложки под памятники, плиты. И совсем немного памятников сохранилось на первоначальном месте расположения. Лишь благодаря счастливой случайности на историческом месте сохранился монумент Михаила Васильевича Загоскина. Когда в сороковые годы прошлого века происходил демонтаж всех кладбищенских сооружений, рабочие просто не стали заморачиваться – памятник был слишком массивный, и его решили не трогать, – пояснил сотрудник краеведческого музея.
Партизаны и полярникиПо словам Сергея Норвайшаса, большое внимание гостей экскурсии привлекает так называемая коммунистическая площадка у монумента «Борцам революции». Здесь надгробных памятников больше, имена на них узнаваемы. В этом месте захоронены герои Гражданской войны, предводители красных партизан Нестор Каландаришвили и Николай Бурлов, а также чекист Константин Танаисов. Тут же находится братская могила 145 жертв уличных боев в Иркутске 1919–1920 годов, положивших конец колчаковской власти в городе. Всего было установлено 18 надгробий, а в 1940 году появился памятник «Борцам революции», который сейчас снят для реконструкции. Он будет воссоздан в прежнем виде.
Немалой популярностью пользуется могила авиаторов-полярников: финского гидролетчика Отто Артуровича Кальвица и венгерского революционера, бортмеханика Франца Францевича Леонгардта, участников Гражданской войны и первого иркутского добровольного общества «Добролет». Они были организаторами и пионерами экстремальных зимних перелетов в Бодайбо, Якутск, а также авиаэкспедиции на остров Врангеля. Их самолет потерпел крушение в 1930 году, попав в снежную бурю. Семьи погибших настояли на захоронении авиаторов в Иркутске. Над их могилой сооружен памятник – четырехгранная усеченная пирамида, переходящая в пилон, на котором закреплен пропеллер.
Уже к концу XIX века городское начальство поставило вопрос о закрытии кладбища из-за его явного «перенаселения». Захоронения располагались в четыре яруса, предки иркутян теснились буквально на каждом квадратном метре земли. Но научные круги города доказали, что хоронить там еще можно: особый состав местной почвы помогал телам быстро минерализоваться, органика разлагалась спустя короткий срок. Сейчас трудно утверждать наверняка, что послужило решающим аргументом: авторитет ученых или практические соображения, но кладбище просуществовало вплоть до 1932 года – целых 160 лет.
Танцы на костяхВ 1950-е годы иркутский горсовет принял решение создать в районе Иерусалимской горы зону отдыха. Советская власть по привычке радикально поменяла концепцию местности, и в 1957 году был открыт Парк культуры и отдыха в честь 40-летия Октября: с танцплощадкой, парашютной вышкой, шахматным и шашечным клубами, аттракционами. На 50 лет эта территория превратилась в увеселительный анклав.
– С кладбищем поступили весьма недоброжелательно. Надгробные плиты, конструкции, оградки методично уничтожались. Кто-то увозил это к себе домой на стройматериалы, изваяния помещали на грузовики, свозили на лед Ангары, затем ждали, пока придет весна, и все погружалось на дно. Изначально существовал список памятников, интересных в архитектурном и историческом смысле, которые надлежало сохранить, например памятник декабристу Иосифу Поджио. Но и его в порыве деструктивного вдохновения разрушили, и конкретное место захоронения установить до сих пор не удается. Нынешняя конструкция работы скульптора Андреева была создана только в конце 1950 годов, – говорит историк.
Байки из склепаКак и всякая локация, переполненная покойниками, Иерусалимская гора слывет местом паранормальной активности. В начале 2000-х здесь побывали представители неакадемической организации по исследованию аномальных явлений «Космопоиск». Активисты провели «глубокие научные исследования» и нашли некие «отклонения электромагнитных излучений» и другие свидетельства пребывания на местной земле полтергейста. Здесь же, во Входо-Иерусалимском храме, берет начало, пожалуй, наиболее известная иркутская городская легенда – «О заколоченной церкви».
Легенда начинается с истории о плохом знаке: когда строительство храма подходило к концу, рухнул главный купол. Никто не пострадал, но осадочек остался. Купол восстановили, и через несколько лет стройка была завершена.
Эта история – подлинный факт. А вот дальнейшие события, что называется, документально не подтверждены. Еще до революции 1917 года, когда храм был действующим, под восстановленным куполом покончила с собой молодая девушка. Вскоре здание закрыли на реставрацию. Прошло несколько лет, храм заработал вновь, но некоторое время спустя на том же самом месте подобная история случилась с молодым человеком. Трудно сказать, по той ли причине, но после этого случая службы в церкви снова прекратились.
В советское время в стенах старой церкви сначала разместился милицейский склад, затем студенческое общежитие, а потом лыжная база. Но люди здесь не приживались, по городу поползли слухи о зловещем месте, полном призраков самоубийц. Строение забросили. Лишь доски достали – решили заколотить двери и окна, и мрак царил извечно в нем.
Но студенты – народ непоседливый. Некий отважный парень поспорил с друзьями, что проведет ночь в проклятом старом доме. Дабы не заскучать, он прихватил с собой подругу. Первым, что они обнаружили, забравшись через окно, оказался настоящий рояль, придававший мрачной разрухе и запустению атмосферу сюрреализма. Девушка, видимо решив добавить шевелюре парня благородной седины, сыграла на рояле жуткую, но симпатичную мелодию. Эти звуки были последним, что услышали сопровождавшие парочку студенты, оставшиеся снаружи. Дабы не мешать молодым, друзья удалились по домам.
Никто не знает, что произошло ночью, но утром отважная парочка домой не вернулась, не вернулась и на следующий день. Вызвали пожарную команду, взломали окна. На том месте, где когда-то произошли два самоубийства, нашли бездыханное тело девушки. А в углу, за тем самым роялем, нашли парнишку. Девушка умерла от разрыва сердца, у парня парализовало нижнюю часть тела, он стал немым и вскоре сошел с ума. Детали инцидента до сих пор неизвестны, однако считается, что жуткие звуки рояля до сих пор можно услышать окрест.
Сергей Норвайшас относится к легенде с известной долей иронии. Куда более загадочным выглядит другое происшествие, широкому кругу иркутян малоизвестное. В 1950-х годах, задолго до появления ныне почти переехавшего зоопарка, в ЦПКиО был зверинец, где держали преимущественно таежных зверей. И вот однажды, и на этот факт указывают документальные свидетельства, одной темной ночью из зверинца без вести пропал… лось. Таинственное исчезновение долго будоражило умы современников. Милиция оказалась бессильна, расследование пропажи зашло в тупик. Ладно бы пропали заяц или суслик, но целый лось? Очень подозрительный случай.
Эпоха возрождения
После закрытия ЦПКиО на Иерусалимской горе фактически образовалась «зона отчуждения», место тусовки маргинальных элементов. Центр города превратился в криминогенный пустырь. Но в марте 2018 года большинство иркутян проголосовало за возрождение парка в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». В июле 2017 года началось благоустройство лестницы, соединяющей комплекс и историческую часть города. Строители полностью обновили лестницу, положили гранитную плитку, отремонтировали и обустроили фонтан и смотровую площадку. Вокруг фонтана разбили клумбы, посадили кусты и деревья, установили лавочки и фонари.
В 2018 году на территории парка открыта аллея, вдоль нее расположили стенды с информацией о видных иркутянах, захороненных на Иерусалимском кладбище. В этом году начался второй этап работ. Для ликвидации исторической безграмотности на лютеранском, католическом, православном участках кладбища будут установлены памятные знаки. Планируется расширить входную площадь, реконструировать главный вход и установить над ним стеклянный купол. На территории мемориала появляются зоны отдыха, тропинки для прогулок, соединяющие входы вдоль улицы Байкальской и центральной площади. Работы на площадке ведутся под наблюдением археологов.
– Иерусалимская гора – это часть нашей истории. История города – это, прежде всего, люди, которые его прославили. Не грех будет упомянуть, где эти люди покоятся сейчас. Здесь погребено более 100 тысяч иркутян. Было бы несправедливо предать их забвению, – заключает экскурсовод.
Вадим Мельников, «Байкальские вести»,
ИА «Альтаир».
Фото автора
Последние новости
23 года «Единой России»: Итоги и достижения
Партия укрепила свои позиции в Иркутской области и по всей стране.
Губернатор Иркутской области проведет прямую линию с жителями
Игорь Кобзев ответит на вопросы граждан 10 декабря.
Капитальный ремонт виадука в Мегете
В посёлок Мегет доставлены новые металлоконструкции для обновления виадука.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией