Открытая церковь и её враги

Мой отец – Фёдор Карлович Шмидт – приехал в Иркутск (из деревни в Красноярском крае) поступать в университет в 1958 году.

Мой отец – Фёдор Карлович Шмидт – приехал в Иркутск (из деревни в Красноярском крае) поступать в университет в 1958 году. Ему было шестнадцать, семнадцать исполнилось в октябре. Серебряная медаль давала очень высокие шансы на поступление. Отец поступил и, как говорится, «на роду ему было написано» уже потом – в девяностые – работать ректором этого университета.

Вероника Лобарева «Иркутск. Крестовоздвиженская церковь »

Отец в мемуарах, которые он подготовил и издал к своему восьмидесятилетию, довольно подробно описывает, как впервые увидел Иркутск, в частности то место в городском центре, рядом с которым я сейчас живу. Процитирую этот фрагмент: «После поворота трамвая с улицы Ленина на улицу Тимирязева, я вышел и увидел Крестовоздвиженскую церковь. Замечу, что за несколько дней до этого сгорел цирк-шапито, находившийся под горой. Потом я слышал, что согласно народной молве, цирк поджег батюшка. Несмотря на то, что это была обыкновенная глупость, некоторые люди в нее верили. Там были еще варианты, связанные с высшими силами, но детали я забыл...».

Иркутяне легко сообразят, что юноша-абитуриент, прибывший из Красноярского края на поезде, приехал на трамвае, который, кстати, увидел первый раз в жизни, в университет, который, к слову, тогда располагался в одном единственном здании (если не считать библиотеку) – на бульваре Гагарина, в котором сейчас математический и физический факультеты.

Меня же тут привлекла легенда о цирке-шапито, который поджег недовольный святотатством священник. Я и мое поколение про этот сюжет из истории советского богоборчества уже ничего не слышали. Но когда я стал расспрашивать людей постарше, они что-то припоминают.

История не повторяется, но рифмуется, как говорил, по-моему, Гёте. Видимо это касается не только больших национально-государственных, но и локальных городских историй. Дело в том, что несколько десятилетий спустя в жизнь города И. вернулся проблемно-драматический нарратив о Крестовоздвиженской церкви и недостойном соседстве с ней. Когда в Иркутске, на «стрелке» 130-го квартала установили грандиозную и одновременно грозную статую бабра , нашлись неравнодушные горожане, которые принялись уверять общественность, что символическая иркутская зверюга оскорбляет чувства верующих и храм, поскольку повернута к нему задом. Еще и хвост нагло задран. Спасибо, что лапа не задрана и первичные половые признаки отсутствуют

У Крестовоздвиженской церкви, получается, какая-никакая, но своя история оскорблений. В 1936 году храм закрывали и устраивали там антирелигиозный музей (храм вернули верующим в 1943 году, когда в условиях войны началось знаменитое «потепление» в отношениях между сталинской властью и РПЦ). Это первое оскорбление. Кстати, считается, что благодаря этому музею храм остался единственным в Сибири, в котором сохранились интерьеры XVIII века. Потом храм оскорблял цирк-шапито и то ли батюшка, то ли высшие силы наказали циркачей-нечестивцев. В общем, на месте статуи бабра – невольного виновника третьего оскорбления – я бы напрягся.

P.S. Крестовоздвиженская церковь, на мой вкус, самая красивая в Иркутске. И сама по себе прекрасна и демонстрирует просто идеальную вписанность в городской ландшафт. То, что ее сумели так органично встроить в среду люди, которые не закачивали никаких факультетов архитектуры и курсов урбанистов, меня всегда изумляло. Впрочем, не исключено что таковое умение только во времена, которые были до факультетов и курсов, и существовало. Шутка.

МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Хаотизация: штука пострашнее «грязной бомбы»
Введение в повестку «грязной бомбы» неслучайно совпадает со все более настойчивыми призывами МИД РФ и других официальных лиц и структур к переговорам. Очевидно, что проблема «грязной бомбы», от кого бы она ни исходила, должна ужаснуть мир до степени и кондиции готовности к компромиссам. Наши деньги: туманный прогноз на завтра
О насущном рассказывает экономист Сергей Хестанов Экономика бюджетных трат: делаем ставки «на удачу»
В чем суть «экономической неопределенности» в РФ? Впереди — станция Дно. И дальше три дороги...
Дмитрий Ицкович и Иван Давыдов ведут разговор с юристом и политологом Владимиром Пастуховым о грядущей федерализации России, о неизбежной катастрофе, о станции Дно, на которую Россия прибудет, и о том, как и куда с этой станции можно выбраться. Чудо российского Интернета: почему оно случилось?
На фоне происходящего важно не забывать, что есть область, в которой Россия остается положительным примером для остального мира, — развитие интернета и цифровизация в широком смысле слов. Правда, это было бы невозможным без советского наследия.

Последние новости

Слово года по версии Института русского языка им. А.С. Пушкина

Институт выделил ключевые слова года, среди которых 'Пушкин'.

Бесплатная диагностика рака молочной железы в Иркутске

Иркутский областной онкологический диспансер предлагает уникальную возможность для жителей города.

Депутаты Иркутской области решают проблемы местных жителей

Обсуждены вопросы здравоохранения, экологии и поддержки бизнеса.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Ревде на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *