Легенды и мифы, II сезон-2

Ну что же, обозначим день сегодняшний как время сбора камней, фигурально выражаясь.

Ну что же, обозначим день сегодняшний как время сбора камней, фигурально выражаясь. Действительно, за последний месяц плотность практической деятельности нашего музея такова, что практически ежедневно происходят значимые события. И надо, наконец, зафиксировать их ход и обозначить уже сформированные промежуточные (а в некоторых случаях и весомые) итоги.

Итак, наш любимый проект практических краеведческих исследований черемховцев на местности активно реализуется, и за месяц состоялись уже три (как минимум) поисковых прогулки. Причем, и сам ход исследований, и полученные доказательства наших гипотез имеют серьезный вклад в открытие неизвестных страниц истории Черемхово, потому нельзя не обойтись без подведения итогов.

Представляем отчет о второй прогулке нынешнего II сезона нашего Клуба пеших исследований «Легенды и мифы Черемхово».

В 14 часов 15 мая все любители тайн и легенд города собрались у знакового для черемховцев места: перекрестка улиц Первомайской и Димитрова, в сквере «Ковш экскаватора». Для тех, кто не в курсе, это тот ковш, который символизирует угольный Черембасс, и куда все мы помещаемся в полный рост. Погоды стояли жаркие, солнце — в полном зените, и самые предусмотрительные даже захватили зонтик.

Старт

Вспоминая о направлениях поисков , мы попытались продолжить логическую цепочку рассуждений. Поскольку православие составляло основу жизни трактового села Черемховского, и мы уже выяснили многое о Казанской церкви, разрушенной в тридцатые годы прошлого века, решено было закончить эту тему, попытавшись расследовать мало изученную историю Николаевской церкви — предшественника Казанской.

Уже здесь, на старте поисков, начались прения, и это замечательно, потому что, как известно, в споре рождается истина. Да, по сути, это и девиз нашего Клуба. Ведь, озвучивая легенды и мифы, мы ищем или их подтверждение, или опровержение. Все просто.

Итак, слово — основному спикеру встречи — директору музея истории города Черемхово Елене Алексеевне Горбуновой. Она, как мудрый руководитель, обозначила сразу несколько существующих версий, не выделяя никакую из них и предоставляя право на доказательство самым участникам Клуба. И конечно, таковые нашлись.

Это — наш эксперт, учитель истории школы № 3 Елена Викторовна Стукалева, она опиралась на краеведческие изыскания, проведенные в течение нескольких десятилетий под ее руководством участниками школьного краеведческого объединения. Как всегда, она не приходит на наши встречи с пустыми руками, а приносит фотографии исчезнувших с карты города зданий и объектов.

Елена Алексеевна Горбунова Елена Викторовна Стукалева

Это и научный сотрудник музея, Елена Леонидовна Комарова, которая опирается на официальные неоспоримые факты, например, статьи из официального академического издания Иркутской епархии к тысячелетию Христианства на Руси.

Первый храм. Гипотеза

Итак, официальное епархиальное издание утверждает, что дата первого культового сооружения Черемхово неизвестна.

Давайте разберемся. Что нам известно? А то, что в 1743 году прибыли на только что основанный стан (ранее здесь было только зимовье) три семьи: Кабаковы, Гришевы и Чижухины. Общее количество прибывших составляло 23 человека. Через двадцать лет, к 1762 году, население Черемховского станца увеличилось до 39 человек.

Что это за люди и откуда прибыли первые постоянные жители Черемховского официального административного селения? Все три семьи — из двух острогов: Бельского и Идинского. А что мы знаем об этих острогах? То, что там еще в 17 веке уже существовали культовые сооружения, и это — основа острожного строительства.

А как иначе? Люди осваивали новые земли, и существовали огромные опасности для жизни, потому без благословения никак нельзя было обойтись. Тем более, православные не видели никакой иной возможности быть праведно погребенными (отпетыми священником), обвенчанными и крещенными, кроме как при участии православного батюшки.

Потому логично, что при формировании нового селения привыкшие к регулярному совершению треб бывшие жители острогов рассчитывали на подобные же условия на новом месте. Итак, им была крайне необходима церковь. А при каких условиях формировался новый приход? Как следует из норм культового строительства, церковь ставилась в селе при наличии 20-25 дворов.

А если меньше? Как правило, при образовании нового поселения в Сибири практиковалось возведение часовен.

Значит, часовня, выполнявшая функционал приходской церкви? По всей видимости, ДА.

Итак, существование первой деревянной церкви в Черемховском станционном селе не подвергается сомнению. А могла ли эта церковь за сорок лет так обветшать, чтобы прийти в негодное состояние? Да, скорее всего.
Значит, церковь была, а к концу 18 века вместо нее поставили новую, также посвященную святому Николаю. И здесь нет ничего удивительного: Николай Угодник покровительствовал крестьянам, путешественникам и не справедливо обиженным. А это ямщики, обслуживавшие государеву почту, путешествовавшие по тракту проезжающие и люди, постоянно живущие вокруг. Все понятно. Кроме одного: ГДЕ была эта церковь?

Вот на этот вопрос нам и предстояло найти ответ. Для начала необходимо выяснить все сведения о месте расположения второй Никольской церкви, пришедшей в негодность уже к концу 19 века.

А что нам известно? То, что к 1912 году она, будучи в ветхом состоянии, еще стояла, но богослужения в ней не совершались, потому что уже был построен замечательный храм во имя Казанской иконы Божьей Матери.

Предположительно, Никольская церковь располагалась на месте углового поворота с Первомайской на улицу Димитрова, т. е. напротив того сквера, где собрались участники Клуба.

А какие у нас есть тому доказательства? И вот тут слово взяли наши независимые эксперты — потомственные жители Черемхово, краеведы, знающие многое по рассказам своих предков.

Ольга Леонидовна Игумнова Анна Васильевна Барковская

Так, стало известно, что церковь когда-то действительно была тут, и когда перед войной на этом месте решили построить школу, то фундамент провалился (хотя церковь стояла больше столетия — и ничего).

Как шепотом говорили друг другу горожане:

— Бог наказал, что в святом месте кощунствуют…

Что нам известно еще? А то, что на месте старой церкви был поставлен памятник. Интересно. И где это место? Рассуждаем: если новый Никольский храм стоял напротив нынешнего сквера, то прежняя древняя церковь была где-то рядом, и это место отмечено памятным знаком.

А может, это как раз место за сквером? Ведь, сколько бы не прошло времени, в течение двухсот лет на этом месте ничего не строили. Значит, тому были какие-то причины? А какие? Давайте спросим у жителей рядом стоящих в этим местом домов.

Поиски места древней церкви

Соотвественно, поисковики направились к стоящим справа от сквера жилым домам. И тут нам улыбнулась удача — жители дома рассказали,

что стоящий внутри усадьбы старинный дом из лиственничных бревен принадлежал ранее церкви, и это подтвердило нашу гипотезу о том, что рядом находился и сам храм.

— А может, знаете что-нибудь о памятнике, поставленном на месте самого первого храма 18 века?
— Нет, о памятнике ничего не знаю, но вот напротив нашего дома, в самом центре сквера, где сейчас вокруг деревья, раньше стоял каменный крест.

Здесь стоял каменный крест на месте первого Черемховского храма середины 18 века

Вот это да! Какая удача! Наши версии, а заодно и легенды по поводу места Никольского храма, и самого первого, и второго, выстроенного в конце 18 века и простоявшего больше ста лет, подтвердились! Мы нашли это место!

А что же дальше?

Поиски первого кладбища

Понятно, что раньше рядом с храмом всегда было приходское кладбище. Но, кроме того, тут же хоронили и тех кандальников, кто, придя по этапу, не выдерживал тягот пути и умирал в дороге. Они тоже погребались здесь.

Нам были известны многие рассказы старожилов о том что при повороте на ПАТП с улицы Димитрова ранее было старинное кладбище, на месте которого после войны стало активно вестись строительство, в том числе, и жилых каменных двухэтажных домов.

Проверим?

Отправившись по улице Димитрова, мы остановились во дворе дома № 45, возможно, потому что здесь было где присесть: правда, роль скамеек выполняли вкопанные вертикально автомобильные камеры. Но сути дела это не меняло, мы разместились и стали рассуждать.

Снова привлекались воспоминания старожилов, даже позвонили уже не живущему в Черемхово известному краеведу Александру Степановичу Костромину, который рассказал, что в шестидесятых годах, многократно проходя мимо этого поворота, он своими глазами видел выставленные в окнах первых этажей этих домов черепа. Как объясняли тогда сами жители домов, построенных на месте бывшего кладбища, ярые безбожники, они «вернули их на место жительства». Ну что же, такое кощунство, как и полагается, не прошло бесследно: по рассказам старожилов, многие жившие здесь в те годы жители кончили затем трагично: кто погиб от наркотиков и алкоголизма в девяностые, кто стал жертвой убийц, — в общем, все умерли не своей смертью.

Итак, совместно с экспертом Еленой Викторовной Стукалевой, мы подвели итоги поисков следов самого первого черемховского кладбища.

— В общем, свидетельств разрушения могил этого древнего кладбища много, а вот далее, на месте нынешнего ПАТП, уже был березняк, и границы кладбища заканчивались там.

Поиски места пересыльной каторжной тюрьмы

А куда дальше? С церковью и кладбищем при ней разобрались, а вот где находилось здание бывшей пересыльной каторжной тюрьмы? То самое, где останавливались на ночлег пришедшие по этапу. И наконец, где после упразднения тракта, с открытием железной дороги, располагалось вначале училище копей Маркевича, а с 1907 года — «каторжн ы й » театр, где играли любители: жены управляющих угольными копями, штейгеры, приказчики Торгового Дома «Щелкунов и Метелёв», конторские служащие, студенты и ссыльные.

В общем, решили идти до предполагаемого места этого бывшего здания. Солнце нещадно палило, делать лишний крюк по возврату на Первомайскую очень не хотелось, и мы решили идти вперед. При этом, практически никто из участников клуба по этой улице никогда не ходил. Ну что ж, значит, будем первооткрывателями.

Миновали гаражи, пожарную часть и встретили раритетное знамя СССР. Ничего себе, какие патриоты здесь живут! Но вот вышли, наконец, изрядно прожарившись на солнцепеке, к улице Кирова. Теперь куда? А этот путь уже известен, правда, весьма экзотичен: нам предстояло, ни много, ни мало, попасть на улицу Макаренко сквозь непонятно каким образом сохранившийся «коровий брод» — узкий проход, когда-то оставленный жителями ближайших домов между заборами для прохода коров при выгоне в стадо. Вот это да… Где еще и когда мы смогли бы не только своими глазами увидеть, но и пройти по такому проходу?

Вот мы и на улице, куда выходит ограждение территории, где раньше, более ста лет назад, стояла пересыльная тюрьма.

Елена Леонидовна ссылается на рассказ двоюродного брата:

— Мой брат Николай Комаров вырос здесь, мы приезжали с ним несколько лет назад именно на это место, и он совершенно ответственно утверждал, что пересылка была здесь. А еще он говорил, что место это проклято: над всеми, кто бы не строил здесь дом или покупал его, висел злой рок: люди спивались, гибли, а однажды вообще случился пожар, и говорят, были жертвы. Смотрите, вот и до сих пор — один бурьян. Никто не хочет здесь жить.

Но, как обычно у нас, оппоненты имеют иное мнение.

Елена Викторовна достает лист с фотографией:

— Нет, это было в этом доме. Нам сама бабушка рассказывала, она здесь всю жизнь прожила.
— А что, по ее словам, было в этом доме раньше?
— Караульное здание.
— Так может, речь о разных зданиях: тюрьма и караульное помещение для охраны?

Так что же, нам снова надо искать подтверждение или опровержение? И тут смотрим: впереди идущие участники клуба не свернули в проход налево, а отправились куда-то по-прямой. Куда это они? Идем следом и выясняем: улица уперлась в тупик, — за железным то ли забором, то ли воротами вовсю заливаются собаки, в глубине — большущий черный старинный дом, а наши смелые краеведы явно вызывают хозяина. Вот и он.

Спрашиваем, как давно тут живет. выяснилось — всю жизнь.

— А случайно не знаете, говорят, тут где-то было здание бывшей каторжной тюрьмы?
— Так а чего его искать? Вот же (показывает как раз на то место, где мы только что были).
— А Колю Комарова знаете?
— Ну, еще бы. Очень уважаемый человек был.
— Так вот, он говорил то же самое. Значит, можно доверять?
— Да стопроцентно. И вообще, там проклятое место. Пять детей сгорели, и вообще, никто там не выживал, в том месте.

Поиски «колодца декабристов» и караульной службы

Довольные, мы отправились дальше, надеясь обнаружить и то место, где на фото — бывшее здание караульной службы.

Но, как водится, в пути мы размышляли:

— Если здесь было здание самой тюрьмы, то где-то рядом должен был быть и колодец.
— Неужели тот самый «колодец декабристов»?
— Ну, конечно. Ведь на входе в село обязательно стоял колодец, и это было обязательным условием этапа.

И тут оказалось, что многие старожилы в составе нашей команды уверенно укаывают место того самого колодца. Но… почему-то называют его водокачкой, а место ее расположения… да вот же, этот самый дом о двух окнах.

На стук в окно из дома вышел хозяин, удивившись такому количеству неожиданных гостей. Оказалось, здесь всегда жила бабушка жены, и — о чудо! — сама жена по счастливой случайности оказалась дома и вышла к нам. Как же все-таки приятно, что жители Черемхово (и в этом мы убеждаемся уже не раз) интересуются историей своих старинных домовладений.

И мы узнали все что хотели. Подтвердились все наши гипотезы и предположения, во-первых, конечно, о том, что здесь была вода. Тут целая история: видимо, водный горизонт был рядом, и двести с лишним лет тут, прямо там, где сейчас бортик проезжей части улицы Первомайской, был колодец. А вот в советское время (а может быть, уже во времена дореволюционной добычи угля) для насоса, качающего воду, установили небольшой домик — вот этот самый, и там была водокачка, а жителям города выдавали ее по талонам, которые получали в домоуправлении. Интересно. То есть, просто вот идет человек по улице, стало ему жарко, а попить не может, если талончика нет. С другой стороны, это понятно: охраняли чистоту подземного горизонта. Действительно, забор воды — можно сказать, стратегическая точка.

Ну а во-вторых, наши новые знакомые снова подтвердили нам место расположения бывшей пересыльной тюрьмы.

— Тут, где-то, говорят, царская пересылка была. Не знаете, где?
— Да как не знать? За нашим домом сразу и была — через нас ведь туда воду подавали.

Ну что же, нам оставалось немного пройти в сторону рынка к тому месту, где когда-то (теперь мы уже были уверены) стояло здание караульной службы пересыльной тюрьмы.

Сейчас ни бабушки, ни ее дома — здания караульной службы — давно нет, здесь уже новые постройки, но тут мы разговорились с женщиной, оказавшейся старожилом этого места.

И в третий раз нам повезло, подтвердились оба наших предположения: и насчет места царской этапной тюрьмы, и насчет здания караульной службы.

У-фф… Вроде можно выдохнуть и спокойно, с чувством собственного удовлетворения, отправиться по домам. Но. Вот всегда это НО, которое не дает спокойно уйти с этой улицы, полной тайн, да собственно, потому и открытия в мире случались и будут случаться.

Дело в том, что есть еще на этой улице здание, являющееся предметом споров, и оно как раз недалеко. Ну что, пойдем?

Дореволюционное здание бывшего детсада или школы?

Сегодня этот массивный дом уже не тот, каким был век назад, он выкрашен в локальный зеленый цвет, здесь уже не слышны детские голоса, девочки в муфточках не прибегают на занятия начальной школы (или все же детского сада?). Но этот дом живет и сегодня, мало того, он не утратил своих примечательных архитектурных особенностей.

Ну, как не побывать в таком доме и не узнать у жителей его историю? Мы прошли во двор дома и познакомились с его жильцами. Оказалось, здесь проживают несколько семей (впрочем, это заметно и по разному цвету оконных рам), в основном, мало кто знает историю дома. Но вот тут… Мы познакомились со старожилом, который, правда, ничего не знал о детском саде, но рассказал нам столько интересного!

Оказывается, этот дом соединялся подземным ходом с другим — двухэтажным деревянным особняком, стоявшим на противоположной стороне улицы. В советское время, уже после войны, дом был признан аварийным, жильцы выехали, кроме одной старушки. И вот жила она, жила, пока однажды в подполье не обрушилась часть земляной стены, и — о чудо! — явился клад. Именно такой, как пишут в приключенческих книгах и показывают в фильмах. Небольшой сундучок, доверху набитый драгоценностями. Понятно, старушка перепугалась да тут же и снесла клад в компетентные органы, где ей вернули — по Закону СССР — одну четвертую часть найденного. Вот на эти-то деньги старушка безбедно и прожила остаток дней. А после, говорят, приезжали какие-то люди — не иначе, наследники, — и попытались отыскать фамильные драгоценности. Увы и ах.

В общем, такой себе напоследок сюрприз! Настоящий роман «Двенадцать стульев», и где? Прямо у нас в Черемхово.

А впрочем, кто знает, что еще таится в нашей земле, особенно в районах первых улиц старинного сибирского Черемхово. Вдохновленные открытиями, мы сделали фото на память и договорились встретиться через две недели.

А впереди нас ждет еще столько тайн и открытий, ведь старинное Черемхово только сейчас начинает приоткрывать завесу времени для истинных любителей истории родного города. Мы приглашаем всех желающих присоединиться к нашему клубу «Легенды и мифы Черемхово», ну и конечно, следите за нашими публикациями.

Последние новости

Сложности с использованием карт россиян в Турции из-за санкций

Россияне сталкиваются с проблемами при снятии наличных за границей.

Вячеслав Вишневский освободился из колонии

Совладелец торгового центра «Зимняя вишня» вернулся после решения суда.

Нейрохирурги Иркутска внедрили новую методику лечения артериальных заболеваний

В Иркутске начали проводить операции на брахиоцефальных артериях.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Шадринске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *