«Золотой петушок» на современный лад поставили на фестивале русской оперы в Тальцах
Царь Дaдон на велосипеде и Шамаханская царица с пистолетом.
Царь Дaдон на велосипеде и Шамаханская царица с пистолетом. Премьера оперы «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» преподнесла зрителям немало сюрпризов. Спектакль завершил первый фестиваль русской оперы в Иркутске, который прошел при поддержке правительства Иркутской области.
– В прошлом году мы поставили оперу «Царская невеста» под открытым небом в «Тальцах», здесь же был балет «Лебединое озеро» на фоне Ангары, и после этих мероприятий получили множество теплых отзывов от зрителей, – отметил губернатор Сергей Левченко . – Но наша цель не только проводить такие яркие мероприятия, но и создать оперу и балет в Иркутской области. В планах – постановка оперы «Риголетто» и, конечно, продолжение фестиваля русской оперы в следующем году .
Из-за дождя спектакль перенесли с 17 на 18 августа. К счастью, в воскресенье обошлось без осадков, поэтому зал под открытым небом был полон. Губернаторский симфонический оркестр вне стен филармонии звучал отлично, а звездный состав солистов представил зрителям настоящее шоу.
– «Золотой петушок» всегда современен, – считает художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра и дирижер-постановщик оперы Илмар Лапиньш . – Мы привнесли в постановку некоторые реалии сегодняшнего для, чтобы современный зритель еще больше проникся замыслом автора .
Декорации на сцене в виде имитации высоких витражей и убранства белокаменных царских палат создал главный художник Иркутского академического драматического театра Александр Плинт. Их удачно дополняли купола и стены Илимского острога. Эффектные костюмы, которые придумала художник этого же театра Оксана Готовская, оказались весьма неожиданными. Так, женская часть камерного хора Иркутской областной филармонии была одета в халаты с полотенцами в виде чалмы на голове, а мужская половина облачена в пижамы. Царь Дaдон, его сыновья и их жены тоже были в халатах, но более нарядных. Роскошные же костюмы Звездочета, Шамаханской царицы, ее свиты и Золотого петушка отсылают нас скорее к стилю «Великого Гэтсби».
Режиссером-постановщиком оперы выступила лауреат премии IV Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (Москва) Елизавета Корнеева. Она постаралась осовременить постановку, введя в нее предметы из нашей эпохи и даже элементы массовой культуры. И фастфуд, которым ключница кормит царя и армию, и велосипед, на котором царь Дaдон отправляется на войну, – все это выглядит невинным баловством до второго акта.
После антракта в шатре Шамаханской царицы зрители увидели царевичей и армию в очках виртуальной реальности, которая, по мнению режиссера, все больше засасывает современных людей, и в конце концов, убивает героев. Потом роковая красавица надевает на царя наушники и поет свою арию, а он исполняет танец из песни «Skibidi» группы Little Big. После этого в спектакле даже возникли элементы политической сатиры в виде пародии на бывшего президента России Бориса Ельцина, ведь многие исследователи творчества Александра Пушкина утверждают, что «Золотой петушок» – это политическая сатира в чистом виде. Однако авторы спектакля хорошо проработали и другую линию – женского коварства, с помощью которого без армии можно завоевывать государства, ведь Шамаханская царица в этот день, кажется, заворожила своим голосом не только царя, но и зрителей.
В финале спектакль превратился в настоящее шоу, когда царь Дaдон в белой мастерке, вместе молодой невестой, въехал в зрительный зал на ретро-автомобиле в сопровождении байкеров клуба BAIK.ALL. Трагическая развязка сюжета тоже произошла с участием очков виртуальной реальности. В финале зрители аплодировали артистам стоя, ведь большинству очень понравился этот необычный спектакль.
Людям, кому чужды такие новшества, можно было просто закрыть глаза и наслаждаться безупречным и вполне классическим звучанием оркестра и волшебными голосами солистов. Ведь роль царя Дaдона в спектакле исполнил бас Алексей Тихомиров из Московского театра «Геликон-опера», царевича Гвидона – тенор Савва Хастаев из академии молодых оперных певцов Мариинского театра, царевича Афрона – баритон Желько Андрич из Сербской национальной оперы, воеводы Полкана – бас Владимир Комович из Большого театра России, Звездочета – тенор Михаил Серышев из «Геликон-оперы», ключницы Амелфы – сопрано Ксения Вязникова из «Геликон-оперы», Шамаханской царицы – сопрано Лидия Светозарова из «Геликон-оперы», а Золотого петушка – Мария Тощева из Иркутской областной филармонии.
– Я люблю хорошие голоса и знаю, что иркутская публика тоже их любит, – отметил Илмар Лапиньш. – Нигде в мире больше нет фестиваля русской оперы. Мы хотим, чтобы Иркутск стал немножко ярче в мировом контексте, наполняя нашу афишу такими необычными событиями.
Марина АболинаПоследние новости
Слово года по версии Института русского языка им. А.С. Пушкина
Институт выделил ключевые слова года, среди которых 'Пушкин'.
Бесплатная диагностика рака молочной железы в Иркутске
Иркутский областной онкологический диспансер предлагает уникальную возможность для жителей города.
Депутаты Иркутской области решают проблемы местных жителей
Обсуждены вопросы здравоохранения, экологии и поддержки бизнеса.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией