От семечка сосны до десантника – в Иркутске прошла прогулка-дискуссия по памятникам последних лет
Иркутск , 22.10.19 (ИА «Телеинформ»), - Центр независимых социальных исследований Иркутска 19 октября провел прогулку-дискуссию на тему: «Эстетика и политика памятников с иркутской пропиской».
Иркутск , 22.10.19 (ИА «Телеинформ»), - Центр независимых социальных исследований Иркутска 19 октября провел прогулку-дискуссию на тему: «Эстетика и политика памятников с иркутской пропиской».
В числе заявленных тем – методика принятия решений об установке или неустановке памятников, дискуссия о том, вписываются ли они в окружающую среду, как участвуют в жизни города и как выглядят с точки зрения скульптора.
Несмотря на ветреную пасмурную погоду, участники обошли памятники, установленные в центре города за последние несколько десятилетий.
Не яйцо, а семечкоНачалась прогулка у мемориала русско-японской дружбы, установленного в 1994 году на улице Канадзавы. Напомним, в конце 19 века японское рыболовное судно «Синсемару» потерпело крушение в районе Алеутских островов. Спасенные русскими моряками капитан и некоторые члены экипажа несколько лет жили в Иркутске, а затем вернулись на родину, за исключением двух из них, которые приняли христианство и остались в России навсегда.
Невзирая на сложившийся вокруг памятника интерактивный культурный контекст, это – вовсе не яйцо, а семечко сосны, которое выпало из «каменного дерева», состоящего из двух частей и символизирующего два народа. Как рассказал скульптор Лев Сериков , символизм этой скульптуры не был близок части иркутян-обывателей.
– Вот если бы стояли две фигуры, русский и китаец, и пожимали друг другу руки, вот тогда бы сказали, мол, вот это хорошо, это понятно. А так, ну, яйцо, и что?
Кстати, раньше у памятника был несколько иной постамент, а само «яйцо» было подвижным. Но затем территорию вокруг благоустроили, поставили скамеечки, а все элементы скульптуры надежно закрепили.
Как отметил архитектор Сергей Колосовский , монумент российско-японских связей очень хорошо вписан в пространство – стороны постамента «бьются» со стенами домов, композиция гармонична и соразмерна.
Кто и как может ставить памятники
Следующую остановку наметили у памятника Александру Вампилову, но не смогли пройти мимо кошки. Своеобразный памятник пушистому питомцу, посвященный «всем иркутянам и кошкам, живущим в нашем городе», на улице Горького установила частная финансовая организация, не забыв привинтить свою рекламную табличку сразу под лапами животного. Чугунная фигура кошки, выполненная в жанре уличной скульптуры, вписалась в скверик между улицами Марата и Степана Разина.
Заммэра-председатель комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска Виталий Барышников рассказал, что все памятники перед установкой обязаны получить два согласования – в городской комиссии по топонимике и на градостроительном совете.
– В первую очередь, эта кошка – рекламная акция, никаких решений по ней не принималось, – сказал он. – Я хочу акцентировать внимание, что при установке памятника комиссия по топонимике принимает решение, насколько какой-то человек или событие достойны быть увековечены в пространстве города. После этого архитектурно-художественная секция градсовета определяет и обсуждает место, где могла бы появиться скульптура, и рассматривает ее образ-воплощение, – конечно, не сама, а на основе поступивших заявок от инициаторов. Если это мемориальная доска, обязательно соответствующее постановление мэра города, если монумент, тоже нужно согласие градоначальника.
Санкция за самовольную установку памятника – демонтаж. Впрочем, если скульптура не вызывает возражений у местных жителей и вписывается в окружающее пространство, как, например, «кошка на Горького», ее могут и оставить. Однако при этом, в отличие от официально согласованных и установленных объектов, такие памятники ничем не защищены от вандалов и грабителей.
Лучшее, что былоПамятник драматургу Александру Вампилову как раз-таки был согласован со всеми инстанциями, но при установке некоторые вопросы к нему у жителей все же были. Создал скульптуру Народный художник России Михаил Переяславец. Открыли памятник в 2003 году на средства предпринимателей. Как пояснил социальный историк Михаил Рожанский , инициатором установки монумента выступил Союз правых сил. По замыслу автора, это должна была быть уличная скульптура, мимо которой проходят люди, и тем самым вовлекались в своеобразное интерактивное взаимодействие с памятником.
– Сначала был конкурс, и выиграла вот эта скульптура. Несмотря на замечания, в ней образ драматурга просматривался наиболее четко, по сравнению с другими проектами. А место изначально должно было быть другим, – пояснил Лев Сериков. – Вампилов должен был стоять в глубине этого сквера, развернувшись лицом к драмтеатру, чтобы быть освещенным большую часть времени. Однако автор памятника настоял именно на этом месте и положении.
Полностью вписаться в жанр уличной скульптуры не удалось: чугунный Вампилов в высоту – 2,4 метра, к тому же еще и стоит на небольшом возвышении. Известны и претензии к исполнению – ракушка у ног драматурга знавшим его и знакомым с обстоятельствами его гибели кажется неуместной. То же касается и официальной одежды – пиджак и галстук в обычной жизни Александр Вампилов надевал редко.
Однако, вместе с тем, памятник занял свое место в жизни города. В драмтеатре который год проходит вампиловский фестиваль, и у скульптуры традиционно проводят его открытие и закрытие. Кроме того, как рассказал Михаил Рожанский, зачастую молодые люди договариваются встретиться «у Сани».
Другое место и исполнение
Затем участники прогулки подошли к памятнику Николаю Салацкому, установленному накануне, 18 октября. Бюст почетному гражданину города, председателю Иркутского горисполкома создали скульптор Евгений Ставский и архитектор Евгений Третьяков. Обращает на себя внимание необычное основание памятника, выполненное в духе советского модернизма. Однако сам бюст относительно непримечателен и «обычен»: хотя Салацкий руководил городом 18 лет – с 1962 по 1980 годы, в эпоху полетов в космос, это никакого отображения в скульптуре не нашло.
Однако, как пояснил Виталий Барышников, изначально планировалось, что это будет не бюст, а ростовая фигура, да и стоять она должна была в сквере у иняза. Но автор этого проекта, скульптор, академик Альфред Чаркин, под чьим руководством в городе воссоздали памятник Александру Третьему, скончался в 2017 году, а увековечить память николая Салацкого город рассчитывал к столетней годовщине со дня его рождения. Поэтому получился бюст.
– Вообще-то, это – первый памятник градоначальнику в Иркутске. Инициаторами его создания выступили почетные граждане города, в том числе три бывших мэра Иркутска – Юрий Шкуропат, Борис Говорин и Владимир Якубовский, – отметил Виталий Барышников.
Лев Сериков, со своей стороны, высказался против установки этого памятника: в-главных, слишком рано поставили. Напомним, Николай Салацкий родился в 1919 году, а ушел из жизни в 1993-м.
– Минимум 50 лет должно пройти [после смерти], я считаю, чтобы человека при этом помнили, уважали. Если бы это был не памятник конкретному человеку, а собирательный образ мэра, воплощенный с чертами Николая Салацкого, было бы гораздо лучше, – заявил он. – Однако то, что сделали благоустройство сквера в связи с этим – это здорово.
НесбывшеесяНекоторые памятники в Иркутске могли бы появиться, но их не установили по разным причинам. Какие-то не прошли комиссию по топонимике. Так, например, стало с памятником киргизскому поэту, сосланному в Сибирь до революции: не нашлось подтвержденных связей с городом. Инициативная группа иркутян предлагала к 220-летию предместья Рабочее установить там памятник мобильному телефону – проект отклонили. Впрочем, инициаторы могут заново попытать удачу, но уже по линии проекта по созданию в городе общественных пространств.
Кроме того, есть памятники, которые не вызывают у комиссии по топонимике принципиальных возражений, однако встает другая проблема – с воплощением. Так, например, в Иркутске никак не появится памятник матери. Сами инициаторы этого проекта, по словам Льва Серикова, так и не определились, что за мать это должна быть, чья-то конкретная или какой-то архетип. Несколько лет назад проводили конкурс проектов на эту тему – пришла заявка от всемирно известного скульптора Зураба Церетели. Он предлагал поставить на аллее от улицы Карла Маркса к стадиону «Труд» круглый трехметровый постамент, на котором стоит женская фигура с младенцем и чертами лица матери скульптора. После этого мысль о таком памятнике «спустили на тормозах».
Еще один памятник, которому не находится воплощение, посвящен людям, работавшим в тылу во время Великой Отечественной войны. Опять же, у инициаторов проекта нет идеи о том, в каком ключе должна быть выполнена такая скульптура, что она должна символизировать, поскольку она, по сути, является «памятником всем людям, жившим в тылу», рассказал Виталий Барышников.
От Гагарина до десантника
Памятник Юрию Гагарину на одноименном бульваре авторы прогулки единодушно назвали одним из лучших в России. Кстати, отношения к Иркутску космонавт не имел и ни разу в городе не бывал.
– До 1960-го году на этом месте был сад Парижской коммуны, затем это место назвали Вузовской набережной. Переименование в бульвар Гагарина было связано с соперничеством газет «Советская молодежь» и «Восточно-Сибирская правда». Инициатором переименования – а это была первая улица в Советском Союзе, названная в честь Юрия Гагарина, – была «Молодежка». Так она «ответила» на то, что «Восточка» разыскала первую учительницу космонавта, – рассказал Михаил Рожанский.
Памятник был поставлен в 1977 году. Есть предположение, что его открытие готовили к 15-летию со дня полета, но немного не уложились в срок.
Что касается памятника ветеранам-десантникам, установленного в конце бульвара Гагарина на пересечении с улицей Чкалова в сентябре 2018 года, то он вызвал единогласное осуждение участников прогулки-дискуссии. По словам скульптора Льва Серикова, который увидел памятник впервые, это – «скульптура с переодеванием»:
– Это как манекен, в какой костюм ни переодень, ничего не изменится. Таких вещей допускать нельзя. Кроме того, предполагалось, что это будет уличная скульптура, стоящая на земле, а не этом огромном постаменте, – разочарованно высказался он.
Отметим, бронзовый монумент представляет собой собирательный образ воина-десантника и имеет черты Героя Советского Союза Василия Маргелова. Согласно информации из 2ГИС, авторами памятника стали скульпторы Илья и Евгений Ставские и архитектор Евгений Третьяков. По словам Виталия Барышникова, инициаторы – десантники – настояли на этом месте установки, так как им было «удобно ходить отсюда строем к Вечному огню». Однако изначально расширение зеленой зоны было скромнее.
Участники дискуссии отметили, что памятник получился довольно агрессивным. Для его установки, кстати, пришлось убрать часть зеленого газона. Сергей Колосовский пояснил, что получившаяся площадь несомасштабна скульптуре, которая требует в три раза меньшего пространства.
В завершение прогулки Виталий Барышников отметил, что в структуре администрации города давно обсуждается тема о введении моратория на установку новых памятников в историческом центре Иркутска, который уже сейчас перенасыщен скульптурами, монументами и памятными досками.
– Решение об этом еще не принято. В целом мы, конечно же, не против того, чтобы в Иркутске ставили новые памятники. Но хочется, чтобы символические места появлялись не только в центре – у районов тоже есть потребность в них, – сказал заммэра.
Интереснейшие публикации иркутских СМИ — в соцсетях: FaceBook , ВКонтакте , Одноклассники , Telegram
Последние новости
Курс рубля и его влияние на экспорт
Министр финансов подчеркивает значимость курса для экспортеров.
В Качуге строится новая поликлиника для взрослых и детей
Строительство поликлиники идет полным ходом в рамках нацпроекта 'Здравоохранение'.
Презентация новых препаратов в Иркутске
Мэр города и председатель думы познакомились с инновациями в фармацевтике
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку