Наказание женщин на Руси
Наказывали женщин и в России, и на Востоке, и в Азии. Наказания, конечно сильно различались.
Наказывали женщин и в России, и на Востоке, и в Азии. Наказания, конечно сильно различались. В Средние века законы позволяли наказывать женщин физически за разные провинности. Самое жестокое наказание было за измену или прелюбодеяние.
Битье женщин в семье считалось делом обычным, мы прекрасно знаем, что и сегодня есть мужчины, которые с легкостью поднимают руку на женщину, причем во всем мире, не зависимо от цвета кожи, веры или национальности. Если бы этого не было, то не принимались бы законы о запрете насилия над женщинами в семье.
Считалось, что женщина существо, которое легко поддается соблазнам наверное это пошло от библейской Евы, поэтому, если женщина провинилась, то её можно и побить. На Руси был труд «Домострой», в котором подробно рассказывалось как стоит бить женщин. Бить стоило рукой или плетью, не наносить увечья, не использовать металлические предметы, не бить по лицу и глазам. В «Коране» тоже говорится об этом, и мне упоминают об этом постоянно.
Изгнание Адама и Евы из Рая. Картинка свободный доступ интернета.С древних времен семьи были патриархальными, поэтому главенство мужа даже и не обсуждалось. Жена должна быть покорной обслугой и рожать детей, не иметь собственного я, и не перечить мужу, иначе можно попасть под горячую руку.
За измену муж мог жену и убить, об этом мы можем прочитать в русских былинах о князе Владимире Святославовиче, который хотел убить свою жену за попытку покушения но его жизнь. Спасло её только рождение сына.
В былинах о богатырях Святогоре, Добрыне Никитиче рассказывается о том, как они убили своих жен за измену.
Добрыня Никитич, русский богатырь, так вообще был садист в нашем современном понимании. За измену жены, он сначала отрубил ей руку, приговаривая: «Эта рука мне не нужна», затем ногу с тем же приговором, затем губы обрезал, потом отсек нос, а уже затем отсек ей голову.
А в былине о Чуриле Пленковиче и его жене Екатерине описывается, как он ее разорвал за измену.
«Ён схватал ей, Пермята, да за черны кудри,
Он вытаскивал ей скоро вон на улицу,
Как спускалса бы он да со крута крыльця,
На одну ногу ступил ей, другу оторвал…».
Причем жену могли казнить не только за поступки, но за и предположение, подозрение, по наговору.
О красоте женщин тоже ходит много баек и легенд в которых говорится, что все красивые женщины занимаются колдовством и ворожбой, и это не только на Руси. Вспомните времена инквизиции в Европе. Именно поэтому женщины-знахарки, которые занимались лечением людей, обладали даром предвидения или древними знаниями, уходили жить в леса по-дальше от населенных пунктов. Именно отсюда и появилась Баба Яга, которая жила одна в лесу.
Хотя Христианство и провозглашало, что муж и жена одно целое, но любая попытка главенства жены в семье жестоко пресекалась и осуждалась церковью и обществом. Муж должен был держать жену в подчинении. «…Яко не подобает жены звати госпожею…». Толкование Козмы Халкидонского. Пытай учения Павлова к Тимофею пиша рече: Жене не велю учити ни владети мужем, но быта в молчании и в покорении мужу своему. Адам прежде создан бысть. Потом Ева створена….».
Убийство жены оценивали менее сурово, чем убийство мужа. За убийство жены, муж выплачивал штраф 20 гривен, писалось в Русской правде.
Церковным указом князя Ярослава было закреплено право за мужем учить свою жену с помощью насилия. Если же жена поднимала руку на мужа, то она обязана была платить штраф 3 гривны.
В европейских странах, тоже существовало насилие в семье не только над женами, но и над детьми, точно так же, как и на Востоке, и это было само собой разумеющее.
За аборты наказывали как на Востоке, так и на Руси. Публичная смертная казнь устраивалась для устрашения других, чтобы неповадно было. На Руси могли посадить на кол, на Востоке огромный денежный штраф накладывается на всех, кто помогал сделать аборт, в том числе и на женщину. В Европе могли сжечь на костре живьем, как ведьму. Зачатие ребенка, это таинство Бога и вмешиваться в это нельзя.
Измена же, или прелюбодейство считалось самым тяжким преступлением, которое жестоко каралось. Наказание всегда было телесным, и очень часто заканчивалось смертью. Мужскую измену на Руси и в Европе долго не замечали, на Востоке, не только у мусульман, но и у иудеев, мужская измена тоже каралась смертью, это всем известное закидывание камнями (стоунинг). Наказание всегда публичное, чтобы было неповадно другим.
В 19 веке на Руси в Ярославской губернии за супружескую измену, муж мог избить жену, причем порка была публичной. В Костромской, Тверской губернии за супружескую неверность было распространено наказание, муж впрягал жену в телегу, сам сидел в телеге, и подгонял жену плетью.
Шло время, законы менялись, но в отношении семейного права они мало изменились. Насилие в семье без серьезных травм, женщине, было трудно доказать. В суде побои считались как оскорбление.
Еще в 1845 году был принят закон в котором говорилось, что мужу запрещается подвергать жену физическому наказанию, но он практически не работал. Примеров насилия крестьян над своими женами множество.
Жалобы на мужа всегда осуждались обществом, выносить сор из избы считалось предосудительным. Зачастую жена всегда была сама виновата за жестокое обращение с ней.
Суд старейшин над изменницей. Картинка свободный доступ интернета.В Советское время проблема насилия в семье вообще была закрыта, также как в СССР не было секса, так же и не было насилия в семье, декларировалось со всех высоких трибун, что в СССР отсутствует почва для насилия в семье. Несмотря на это в советских семьях было насилие над женами, которое часто приводило к серьезным увечьям.
Закон о насилии в семье с 1993 года сорок раз выносился на рассмотрение, но так и не был принят.
А вспомните фразу, которая оправдывает насильников: «Сама виновата…»
Тайная встреча. Картинка свободный доступ интернета.В Европе и в России наказания прелюбодейства тоже были публичными, очень часто судьи могли придумать самостоятельно изощренное публичное наказание как для жены, так и для её мужа.
Расскажу немного о наказаниях на Дону. Как поступали Донские казаки с детьми и с женами, вы будете удивлены.
В записках Ригельмана существует информация о том, что Донские казаки с легкостью избавлялись от детей женского пола. В хрониках говорится, что казаки бросали детей в воду, чтобы дети не обременяли родителей. Затем с течением времени, когда мужского населения стало много, а женщин уже не стало хватать, перестали умертвлять девочек, их воспитывали для общей надобности.
Традиция умертвления младенцев известна по этнографическим запискам ученых, это было и в древней Спарте, и у древних арабов, и у древних евреев, т.е у христиан. Вспомните Царь Ирод об убиении младенцев.
Но шло время, менялись люди, менялись традиции и обычаи. В Исламе перестали умертвлять девочек, казаки тоже перестали избавляться от детей.
Мусульмане стали принимать и девочек и мальчиков. У многих народах считалось что сын несет богатство, это будущий воин, а девочка несет убытки. Сына воспитывали для себя, а девочку для других, потому что она выйдет замуж и уйдет из семьи. Именно по этому, у многих народов существует калым, выкуп невесты у родителей. На русских свадьбах тоже присутствует своеобразный выкуп невесты, как обряд, свадебная традиция.
Казаки тоже говорили:» Сына корми для себя, дочь корми для чужих. Сын родился- к богатству, девочка родилась — к бедности».
Во все времена, у всех народов было четкое разграничение мужских и женских обязанностей. Мужчина добытчик, женщина хозяйка в доме. Главенствует в семье мужчина и никак по-другому. Женщина всегда была на второстепенном месте.
Рождение девочки в семье казака не вызывало бурю восторга, а рождение мальчика наоборот был праздник. При рождении девочки не грохотали пушки, и не раздавались выстрелы, это было тихое семейное торжество. Мальчику говорили, что он должен быть первым во всем, он будущий воин, а девочку учили быть покорной, тихой, подчиняться мужчине. Девочка должна быть добрая, ласковая, не перечить, её воспитывали как будущую хозяйку в доме. Уже в пять лет она умела вязать, шить, прясть пряжу, помогала матери по хозяйству. Сыном же занимался отец. На Дону существовал обряд посвящения ребенка в казаки. Как только у ребенка появлялся первый зуб его отец садил на лошадь, привязывал к поясу саблю и подрезал чуб. Отсюда пошло выражение «Держись казак, атаманом будешь».
Обряд расторжения брака у казаков описывался Ригельманом в хрониках.
Когда казак хотел развестись со своей женой, если она ему стала не нужна, то казак мог обменять её, продать, подарить. Существовал обряд, который описывается во многих этнографических хрониках, казак, которому жена стала не нужна, выводил её на улицу, водил по улицам и кричал: «Кому люба, кому надобна? » Казак рассказывал о её достоинствах: » Работяща, домовита, молчалива, но мне не гожа».
Если находился желающий, то они договаривались о цене, он мог отдать жену даже за попойку. Если же желающих взять её не находилось, то её отпускали на вволю.
Если жена была уличена в супружеской измене, или же в дерзости мужу и в неповиновении, или же в других преступлениях и повинностях, то её сажали в мешок, связывали руки и ноги, насыпали в рубашку песку или привязывали камень и бросали в воду.
А вот как описывает казнь за прелюбодеяние сам казак: «У нас, казаков, прелюбодейку сажали в мешок, в него камни и десять кошек. Всю станицу сгоняли к реке, и куль бросали в воду. Пока куль тонул, кошки со страху рвали плоть. Вся река окрашивалась кровью. Казаки часто годами были на войне, но никто не гулял. Казака насильника или соблазнителя просто убивали».
Многие исследователи этнографы говорят о том, что и свадьбы казаки часто заключали между собой без попов, поэтому такое вольное обращение с женщинами и было у них. Зачастую женами становились женщины другой веры, мусульманки, язычницы, что запрещала церковь. Свадьба без попов проходила без обряда венчания. Жена была в полной власти казака, он её кормил, одевал, защищал от других. Говорилось, что «казак беря женщину в жены, прикрывает её полами своей одежды».
Источник: Яндекс Дзен
Последние новости
Запрет на кальяны и вейпы в Кемеровской области
Новый закон направлен на улучшение общественного здоровья.
Обсуждение изменений в региональном бюджете Иркутской области
Комитет по бюджету продолжает работу над финансовыми вопросами региона.
Рубль продолжает падение на фоне экономических нестабильностей
Курс российской валюты достиг рекордно низких значений.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований