В ожидании бюджета

Здравствуйте, дорогие ангарчане. Предлагаю вашему вниманию свой ежемесячный отчет о работе Законодательного Собрания Иркутской области.

Здравствуйте, дорогие ангарчане.
Предлагаю вашему вниманию свой ежемесячный отчет о работе Законодательного Собрания Иркутской области.
На прошлой неделе состоялась очередная, 59-я, сессия областного парламента. На ней было рассмотрено свыше 30 вопросов, среди них – целый ряд социально значимых.
В том числе:
– Изменения в закон «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области», которые направлены на совершенствование системы социальных контрактов. В частности, сроки обращения жителей для повторного заключения социального контракта сокращены с пяти до трех лет. А для семей с доходом ниже прожиточного минимума, многодетных и семей с ребенком-инвалидом, а также семей с единственным родителем – с трех до двух лет. Всего с начала этого года заключено 6720 контрактов, в том числе 2137 – на организацию бизнеса, 1270 – на создание личных подсобных хозяйств.
– Изменения в закон «О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих (бывших военнослужащих), лиц, проходящих (проходивших) службу в войсках национальной гвардии РФ, и членов их семей». Речь идет о единовременной выплате родственникам погибших военнослужащих, которую могли получить
семьи при наличии регистрации на территории Иркутской области. После внесения изменений это право получат и родственники военнослужащих, призванных с территории региона.
– Изменения в закон «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении отдельных категорий граждан в Иркутской области». Внесенные поправки закрепят право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за жителями региона, удостоенными звания Героя Труда Российской Федерации.
Кроме того, в окончательном чтении мы внесли изменения в закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты», согласно которому с 1 января 2023 года в Приангарье должен быть введен механизм отрицательного межбюджетного трансферта. Он предполагает изъятие более 2,2 млрд руб. из муниципальных бюджетов в счет областной казны. Норма коснется 65 муниципальных образований. Принятые изменения переносят дату введения этого механизма на 1 января 2026 года, что позволит дополнительно обеспечить муниципальные образования финансовыми ресурсами.
В первом чтении были приняты изменения в закон «Об особенностях налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения». Законопроект был подготовлен членами комитета по бюджету, в том числе мной. Мы предложили установить для управляющих компаний индустриальных парков, участников промышленных кластеров, соответствующих дополнительным требованиям, установленным правительством Иркутской области, налоговую ставку при применении упрощенной системы налогообложения в размере 1% – в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и 5% – в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Основная задача принятого закона – повышение инвестиционной привлекательности региона.
Также в первом чтении были приняты изменения в областные законы «О физической культуре и спорте в Иркутской области» и «О почетных спортивных званиях по национальным видам спорта, развивающимся в Иркутской области», вызванные необходимостью их приведения в соответствие с федеральным законодательством. С 1 января 2023 года вступает в силу федеральный закон №127-ФЗ, который вносит изменения в ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно принятым поправкам специализированные спортивные школы переводятся в сферу образования, а тренировочный процесс будет представлен как образовательный процесс. Тренер становится тренером-преподавателем, а все спортивные школы станут объектами дополнительного образования. Многие специалисты высказывают сомнения в целесообразности такого рода реформирования.
Ключевым же вопросом повестки сессии стал правительственный час, на котором мы обсудили Концепцию модернизации среднего профобразования (СПО), как одного из важнейших ресурсов поддержки кадрового потенциала экономики Приангарья. Докладчиками выступили министр образования Максим Парфенов, министр культуры Олеся Полунина, заместитель министра здравоохранения Алексей Шелехов, министр социального развития, опеки и попечительства Владимир Родионов.
По словам Максима Парфенова, в системе среднего профобразования региона работает 80 образовательных организаций, в которых обучается больше 50 тысяч студентов, работает около 10 тысяч сотрудников. Ежегодный выпуск – 12 тысяч человек.
Популярность профессионального образования среди молодежи растет, даже сокращается количество 10 классов общеобразовательных школ. Конкурс на бюджетные места составляет от 2 до 9 человек на место. При этом только 53% выпускников трудоустраиваются сразу после получения диплома.
К основным проблемам следует отнести большой износ зданий, оборудования, нехватку общежитий, преподавателей. Сегодня педагог, мастер производственного обучения – это дефицит. Преподавателям приходится работать в нескольких учреждениях. Большая часть колледжей построена более 60 лет назад, и капитальный ремонт там не проводился. На сегодняшний день в наличии 60 общежитий, 7,5 тысячи мест проживания, причем количество нуждающихся – еще около тысячи человек. Иркутская область не соответствует федеральным значениям ни по уровню стипендий, ни по качеству питания студентов.
Схожие проблемы наблюдаются и в образовательных учреждениях сферы культуры. Система образования здесь предполагает четыре уровня: школа искусств, колледж, высшее учебное заведение и переподготовка. В ведении Министерства культуры находятся пять учреждений по 20 специальностям. Помещения учебных заведений здесь также имеют высокую степень износа. Большинство из них располагается в зданиях, признанных памятниками культуры, что затрудняет проведение полноценного ремонта. Не хватает оборудования, музыкальных инструментов, методических пособий, средств на концертные костюмы, декорации. На фоне сложностей с жильем, невысокой зарплаты, изношенной материально-технической базы происходит отток молодых кадров.
Алексей Шелехов, в свою очередь, сообщил, что, несмотря на высокий процент трудоустроенных выпускников медицинских колледжей (около 85% выпускников приступают к работе в медучреждениях региона), налицо нехватка среднего медперсонала в лечебных учреждениях. В известной мере это объясняется большим количеством учреждений здравоохранения, введенных в эксплуатацию за последние три года. Всего система здравоохранения Иркутской области включает 10 медколледжей. И здесь также основная проблема – это нехватка преподавательских кадров, а главная причина – отсутствие жилья.
Представленная профильными министрами информация наталкивает на невеселые размышления:
1. 31 рубль на питание в школах – не слишком ли умеренно для растущего детского организма?
2. Ежегодно выделяется порядка 20 млн рублей на оборудование. Это, может быть, и немало, если оборудования в целом достаточно и оно работоспособное. А если его практически нет, а то, что есть, и оборудованием-то трудно назвать?
3. Почему промышленные гиганты, градообразующие предприятия не проявляют должной заинтересованности и активности в реконструкции системы профобразования в регионе, в том числе в материальном плане?
4. Только 53% выпускников СПО трудоустраиваются после окончания обучения – и это ключевой показатель. Значит, профессиональное обучение у нас несбалансированное? Значит, обучаем мы невостребованным профессиям? Значит, не налажена интерактивная связь с реальным сектором экономики, с предприятиями?
И совершенно конкретный вопрос – о судьбе печально известного Ангарского филиала Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма, по поводу которого я уже какой месяц бью тревогу. Здание колледжа пустует в аварийном состоянии, продолжая разрушаться, на проектную документацию до сих пор не нашли средств. Следовательно, сроки самой реконструкции обречены уйти за горизонт? И наш колледж не особо вписывается в Концепцию модернизации среднего профобразования?
А может быть, проблема глубже? Может быть, рецессия и спад промышленности и есть главная причина фактической деградации СПО?
Кстати, тема образования (правда, дошкольного) была продолжена на следующий день на заседании комиссии по контрольной деятельности, членом которой я являюсь. По ходу обсуждения вопроса «О результатах экспертно-
аналитического мероприятия «Анализ планирования и реализации мероприятий по созданию новых мест в образовательных организациях Иркутской области…» я задал несколько предметных вопросов, к сожалению, тоже оказавшихся риторическими:
– Существует ли реальная (т.н. актуальная) очередь в детские сады г. Ангарска? Ответ:  достоверной информации нет.
– Почему в гимназии №1 (7а микрорайон) ремонт текущей крыши будет осуществляться за счет бюджета (а это более 30 млн рублей), хотя здание на гарантии? И почему проштрафившемуся застройщику благополучно позволили ликвидироваться? Ответ: такие вопросы решаются на муниципальном уровне.
И последнее. На следующей сессии – в ноябре – состоится первое чтение областного бюджета 2023 года. Но до сих пор в мой адрес от ангарской администрации и депутатского корпуса городской Думы не поступило ни одного предложения, ни одной просьбы. Хотя я неоднократно призывал их к сотрудничеству. А бюджет предполагается достаточно напряженным: есть опасения, что в связи с продолжающейся специальной военной операцией финансовые потоки из федеральной казны значительно сократятся, а нагрузка на регионы существенно возрастет.
Это уже косвенно подтвердил депутат Госдумы от Иркутской области, первый зампред комитета по бюджету и налогам  Михаил Щапов. Он сообщил, что в первом чтении федерального бюджета распределено уже более половины средств для регионов. Иркутская область может претендовать на 29,9 млрд рублей. В прошлогоднем проекте бюджета на 2022-2024 годы по тем же статьям для нас на 2023 год было заложено примерно столько же – 29,3 млрд рублей. Однако в целом тогда было заложено 46,5 млрд рублей, а фактически по итогам года область получила 54,5 млрд рублей.
Но в этом году вряд ли нас ждет подобное увеличение федеральных бюджетных вливаний. Уже сегодня не преду­смотрены средства на исполнение полномочий по охране и тушению пожаров. Нет денег на модернизацию и строительство очистных сооружений на Байкале и на его берегоукрепление. Не распределены средства и на продолжение ликвидации последствий наводнения в Тулуне. Появятся ли они позже и в каком количестве?
Не факт – у федерального центра хватает своих проблем. По итогам 9 месяцев 2022 года профицит федерального бюджета составил 1,4 трлн рублей, однако по итогам всего текущего года уже заложен дефицит в 1,32 трлн рублей. А в 2023 году Минфину придется изыскать уже 2,9 трлн рублей (многие эксперты предсказывают, что реальный дефицит значительно превысит трехтриллионный порог). Основная причина – падение нефтегазовых доходов. И из реалистичных источников покрытия Минфин пока называет только Фонд национального благосостояния. Но его хватит ненадолго.
При этом в бюджете есть статьи расходов, которые наверняка урезать не будут. СВО требует много денег, еще больше средств потребуется на восстановление ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Впрочем, эти территории все еще под ударами. Платить пенсии, в том числе новым россиянам, поддерживать рождаемость маткапиталом, выполнять другие соцобязательства тоже надо.
Кстати, расходы по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» вырастут сразу на 58,41% и почти сравняются с расходами на армию. По этой статье финансируются Росгвардия, МВД, ФСБ и другие силовики.
Вопросов много, ответов пока нет…
Евгений Сарсенбаев,
депутат Законодательного Собрания Иркутской области

Последние новости

Прокуратура проводит проверку и контролирует уголовное дело по факту нападения мужчины на несовершеннолетнюю в Свердловском районе г. Иркутска

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска организовала проверку и поставила на контроль ход и результаты расследования уголовного дела, возбужденного следователями СК по ч. 3 ст.

Прокурор Иркутского района Кончилова И.М. провела личный прием граждан по вопросам здравоохранения

Прокурор Иркутского района Кончилова И.М. провела личный прием жителей с выездом в ОГБУЗ «Иркутская районная больница».

Региональные выплаты начнут назначать через Соцфонд

В Бюджетный кодекс России планируют внести изменения В Минтруде России предложили поручить распределение мер поддержки Социальному фонду.

Прокуратура контролирует проверку по факту ДТП с участием автобуса в Братске

Прокуратура г. Братска поставила на контроль ход и результаты проверочных мероприятий, организованных сотрудниками полиции по сообщению о дорожно-транспортном происшествии с участием общественного транспорта в г. Братске.

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Кунгуре, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *