В чем эффективность системы образования Усть-Кутского района
Стабильная заработная плата учителей, улучшение условий педагогического труда, доступность и качество детсадов и школ – по этим показателям система образования Усть-Кутского района последние годы держит высокую планку.
Стабильная заработная плата учителей, улучшение условий педагогического труда, доступность и качество детсадов и школ – по этим показателям система образования Усть-Кутского района последние годы держит высокую планку. Все педагогическое сообщество здесь много и эффективно работает, чтобы каждый ребенок вырос успешным. О достижениях и перспективах в преддверии Байкальского международного салона образования мы беседуем с начальником Управления образования администрации Усть-Кутского района Ольгой Зуевой.
– Ольга Николаевна, Усть-Кутский район считается воротами на север Иркутской области, он значительно отдален от столицы Приангарья. Какова в связи с этим основная задача муниципальной системы образования?
– Основная задача – чтобы наши выпускники возвращались для трудоустройства домой. И для этого мы ведем большую профориентационную работу при поддержке спонсоров.
Так, с 1992 года средняя школа № 9 тесно сотрудничала с Иркутским государственным университетом путей сообщения: дважды за период обучения ученики выезжали на сессии, встречались с преподавателями института, проводили опытно-экспериментальные работы по физике, информатике, слушали лекции, сдавали зачеты и, как следствие, поступали в вуз. Эта работа продолжалась до 2014 года.
Второе дыхание у школы № 9 появилось, когда на территорию пришла Иркутская нефтяная компания. Наши учреждения образования уже давно получают финансовую поддержку в рамках соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между правительством Иркутской области и ИНК. По инициативе гендиректора ИНК Марины Владимировны Седых началась подготовка кадров для месторождений непосредственно в Усть-Кутском районе. С этой целью создан проект «ИНК – старт твоей карьеры». Для школьников проводятся экскурсии на месторождения, на строящийся завод, мастер-классы, тренинги на командообразование.
Также с 1992 года в нашем лицее осуществляется профильное обучение в старших классах физико-химического, физико-математического, социально-экономического, естественнонаучного направлений. Сегодня лицей плодотворно сотрудничает с высшей школой: налажены связи с Московским физико-техническим университетом, Новосибирским техническим университетом, Сибирским Федеральным университетом Красноярска, Иркутским государственным медуниверситетом.
С 2007 года школа № 2 сотрудничает с факультетом довузовской подготовки ИРНИТУ. По договору ежегодно учащиеся 10–11 классов проходят здесь две сессии. В июне семеро выпускников школы по решению администрации вуза получили сертификаты на увеличение общего количества баллов (семь баллов) при поступлении.
С 2014 года лицей совместно с Международным Ляонинским университетом (КНР) реализует проект по изучению китайского языка. Начиная с пятого класса, усть-кутские лицеисты изучают два иностранных языка: английский и китайский. Летом, во время каникул, ребята проходят языковую практику в профильном лагере, а в 2018 году была организована работа выездного лагеря в Китае. В результате лицеисты, выступая с научно-практическими работами и проектами на китайском языке, становятся победителями и призерами научно-практических конференций разного уровня. А в 2017 году выпускнице лицея была предоставлена возможность обучения на бюджетной основе в Ляонинском университете.
– На что направляется финансовая помощь предприятий?
– В основном на улучшение материально-технической базы образовательных организаций. Так, в прошлом году ОАО ЛКД «Игирма» выделило 2,3 млн рублей на приобретение оргтехники для наших сельских школ. ООО «ИНК» направило на ремонт и оборудование профильного класса 1,9 млн рублей. ООО «Продальянс» и ООО «Продлайн» приобрели оборудование для медкабинетов на сумму 245 тыс. рублей. ИП Фомин Игорь Алексеевич выделил 95 тыс. рублей на установку витрин в музей им. Н.К. Маркова. ООО «Триумф» направило сумму в 45 тыс. рублей на приобретение мебели в ЦДО.
В этом году продолжается наше партнерство с ООО «ИНК», ООО «Триумф», ОАО ЛКД «Игирма». В школе поселка Янталь ООО «Транснефть-Восток» отремонтировало и оснастило три кабинета на сумму около 6 млн рублей. В школе № 9 ООО «ИНК» оборудовало еще один профильный кабинет.
Также в 2019 году оказана спонсорская помощь образовательным организациям поселков Звездный и Ния. В связи с празднованием 45-летия БАМа ОАО «РЖД» выделило 4,2 млн рублей. Деньги направлены на капитальные ремонты и оснащение классов.
Спонсорскую помощь нам также оказывают следующие предприятия: ИП Дурандин (622,8 тыс. рублей на игровое оборудование); ООО «Моя Академия» (162,3 тыс. рублей на наборы ЛЕГО); ООО «Триумф» (241 тыс. рублей на спортивный инвентарь); Курбайлов М.М. (393,8 тыс. рублей на приобретение оргтехники); ИП Трифонов (17,3 тыс. рублей на акустическую систему); ИП Аббасов Эйваз Мастан-Оглы (25,4 тыс. рублей на мебель и оргтехнику).
– Для работы на современном учебном оборудовании требуются профессионалы. Какова обеспеченность педагогическими кадрами школ и детсадов района?
– Уровень обеспеченности – 92%. В Усть-Кутском районе трудится более 930 педагогических работников: 289 в дошкольных образовательных учреждениях, 578 – в школах, 64 – в дополнительном образовании. Сохраняется потребность в учителях начальных классов, математики, физики, иностранного языка, русского языка и литературы, а также воспитателях, музыкальных руководителях в дошкольных учреждениях. Доля педагогических работников моложе 35 лет в детсадах составляет 26%, в школах – 18%; старше 50 лет в детсадах – 29%, в школах – 37%. Ежегодно увеличивается число педагогических работников пенсионного возраста. К сожалению, приток молодых специалистов не покрывает потребности в кадрах.
В прошлом учебном году в образовательные учреждения Усть-Кутского муниципального образования прибыло семь молодых специалистов: пять учителей и два воспитателя. В сентябре 2019 года приступили к работе 12 молодых специалистов. К ним у нас трепетное отношение в каждой образовательной организации.
Также ведется подготовка собственных кадров: в заочной форме в вузах обучается 36 работников, в средних профессиональных учебных заведениях – 31 педагог, по договору о целевом обучении – восемь студентов. В отчетный период по целевым направлениям с финансовой поддержкой обучались три студента второго курса ИГУ Педагогического института.
– Педагоги Усть-Кутского района поделятся на Байкальском салоне образования опытом обучения «особых» детей. У вас разработаны свои уникальные методики?
– Да, мы уделяем большое внимание образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. В четырех детсадах района открыты группы компенсирующей направленности. В остальных дошкольных учреждениях осуществляется интегрированное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеразвивающих групп.
В целях оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, у нас работают консультационные пункты.
В школах используются разные формы обучения: в коррекционных классах, в классах интегрированного обучения, индивидуальное обучение на дому, обучение с использованием дистанционных технологий. В 14 общеобразовательных организациях скомплектованы 42 класса для 417 детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В целях распространения педагогического опыта по использованию современных образовательных технологий обучения детей с ОВЗ в марте 2019 года в нашей школе № 2 прошли муниципальные педагогические чтения «Методический поиск». Свой опыт работы представили 17 педагогов из девяти образовательных организаций.
Всего в образовательных организациях района разработано и реализуется 15 проектов для детей с ОВЗ. Проект «Перспектива. Социализация и профессиональная ориентация детей с ОВЗ», разработанный педагогами школы № 2, стал победителем в областном конкурсе программ сопровождения профессионального самоопределения обучающихся организаций общего и дополнительного образования в июне 2019 года.
В целях создания условий для профессионального самоопределения детей с ОВЗ в октябре 2018 года в школе № 9 прошел первый муниципальный фестиваль профессиональных проб «Все в твоих руках». В нем приняли участие 34 ребенка, их родители и педагоги.
Дополнительное комплексное сопровождение детей с ОВЗ в Усть-Кутском районе осуществляет Центр дополнительного образования, реализующий проект «Невозможное возможно».
В феврале 2019 года на территории Усть-Кутского района была организована межрегиональная презентационная площадка «Формирование социокультурной образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей обучающихся». Более 300 педагогов стали участниками круглых столов, пристендовых презентаций по вопросам развития кадрового потенциала, обеспечения преемственности дошкольного, общего и профессионального образования, интеграции общего и дополнительного образования, роли социального партнерства в успешной социализации учащихся с общими и особыми образовательными потребностями. К нам приехали представители педагогической общественности и администрации из Нижнеилимского, Казачинско-Ленского, Киренского, Муйского, Бодайбинского районов.
– С какими еще мастер-классами выступят в Иркутске ваши педагоги?
– У нас богатый опыт по развитию творческих способностей дошкольников через музыкальную деятельность. Наши воспитатели также расскажут о формировании предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством использования ЛЕГО-конструктора в образовательном процессе. Особый интерес может вызвать проект по интеграции дошкольного и дополнительного образования «Детсадовский КВН». Он поможет ребенку развить талант; научит общаться со сверстниками, взрослыми, выражать свои мысли; работать в команде; проявлять инициативу и самостоятельность.
Еще мы покажем, как занятия народным танцем и шитьем из фетра мотивируют обучающихся на реализацию творческих возможностей и дальнейшее профессиональное самоопределение. Расскажем о наших традиционных школьных мероприятиях с участием родителей: «Две звезды», «Папа может все, что угодно», «Супер-папа, супер-сын», «Бой гигантов», «Вместе с папой», правовой марафон «Имею право».
– Как вы оцениваете перспективы участия Усть-Кутского района в реализации национального проекта «Образование»?
– Нам предстоит большая, сложная, но интересная и, главное, очень ответственная работа по реализации задач нацпроекта. Все, что мы планируем, может быть выполнено только совместными усилиями, работой команды педагогов, родителей, социальных партнеров, региональной власти и администрации Усть-Кутского муниципального образования. Верю, что все получится!
Марина АболинаПоследние новости
Опасения о новом экономическом кризисе в России
Эксперты уверены, что правительство усвоило уроки прошлого.
Реконструкция рыбного порта в Магадане: новые возможности для экономики региона
Правительство Магаданской области инициирует масштабный проект по реконструкции морского рыбного порта.
Развитие здравоохранения в Нукутском районе
Губернатор Иркутской области поручил разработать концепцию улучшения медицинской инфраструктуры.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку