Светлана Семенова рассказала, что волнует родители школьников
Запрещать или нет телефоны на уроках, за чей счет должны закупаться рабочие тетради, и что делать, если после девятого класса ребенку предлагают покинуть школу?
Запрещать или нет телефоны на уроках, за чей счет должны закупаться рабочие тетради, и что делать, если после девятого класса ребенку предлагают покинуть школу? С подобными вопросами родители школьников регулярно обращаются к детскому омбудсмену Иркутской области Светлане Семеновой.
Гаджеты – в ящик
Про недопустимость использования гаджетов на уроках в педагогических кругах говорится очень давно. Министерством просвещения подготовлены методические рекомендации по ограничению использования телефонов в школе.
– Администрация учебного заведения может самостоятельно установить в отношении гаджетов правила, которые будут соблюдаться всеми участниками образовательного процесса. Нужно только познакомить с ними и родителей, и детей, – говорит Светлана Семенова.
Нередко телефоны становятся причиной конфликтов.
– Учитель пользуется гаджетом на уроке, и дети, видя это, позволяют себе то же самое. Таким образом возникают двойные стандарты, – продолжает омбудсмен. – Почему учителю можно, а мне нельзя. Почему сегодня учитель предпочел не замечать, что ребенок сидит в телефоне, а завтра выгнал за это из класса? Но самое печальное это то, что дети, привыкнув к телефонам на уроках, пользуются ими на экзаменах. За это их удаляют. По-настоящему мотивированные на обучение дети не будут доставать телефон во время ЕГЭ, – считает омбудсмен.
Директор иркутской школы № 4 Альбина Алексеева говорит, что тема с гаджетами постоянно поднимается на родительских собраниях:
– Договариваемся, чтобы дети ставили телефоны на режим вибрации. Родителям педагоги рассказывают о том, что если ребенок не выпускает телефон из рук, это негативно отражается на его памяти, внимании, а в итоге и на успеваемости.
А в ново-ленинской школе № 69 пошли дальше – там родительские коллективы одобрили идею установки в классах ящичков для хранения телефонов. В педагогическом коллективе говорят о том, что образец уже представил 7б класс – красивая деревянная коробочка для хранения средств связи для всего класса.
– От родительского комитета поступило предложение об организации специального места для хранения телефонов – индивидуальных ячеек. Но мы понимаем, насколько это затратно и трудновыполнимо. Поэтому данный вопрос родители и классный руководитель решают индивидуально, устанавливая ящик в классе. Ведь если учитель строгий, дети и так не будут пользоваться телефонами, – пояснили нам в педколлективе 69-й школы.
Детские драки и родительские конфликты
Более 100 обращений по поводу драк и конфликтов в школах ежегодно поступает уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области. Полиция подключается в случаях, когда ребенок попадает в медицинское учреждение. Если выясняется, что причиной травмы был не несчастный случай, медики обязаны передать информацию в правоохранительные органы, а последние, в свою очередь, отреагировать.
– Сейчас многие драки, которые раньше были предметом разбирательства только школы, перешли в сферу уголовно-правового, либо административно-правового регулирования. Меня беспокоит, что в полицию направляются материалы, например, по дракам малышей, первоклассников. Стычки, столкновения в период взросления были всегда. Это связано с особенностями возраста, – говорит Светлана Семенова.
Неучет возрастных особенностей, по мнению детского омбудсмена, приводит к тому, что часто после выяснения отношений дети помирились, а родители продолжают выяснять отношения в судах, привлекая друг друга к ответственности и пытаясь перетянуть на свою сторону большинство сторонников из числа родителей и педагогов.
– Конфликт становится многосторонним, уровень агрессии все больше. Одни родители просят прекратить разбирательства, другие, и таких немало, настроены идти до конца, до Верховного суда, чтобы наказать обидчика, убрать ребенка из класса. Так скоро мы начнем разбираться в полиции с детского сада, – считает омбудсмен.
А педагоги, по ее словам, вместо того чтобы работать над разрешением конфликта, нередко расписываются в собственной несостоятельности, говоря: «С этим ребенком уже ничего не сделаешь». А ребенку всего-то 11–12 лет.
Кто должен покупать рабочие тетради?
Часть обращений, поступающих в начале учебного года к детскому омбудсмену, касается приобретения рабочих тетрадей:
– Рабочие тетради в рамках законодательства – это неотъемлемая часть учебного процесса. Если сегодня те программы, которые определены учебным заведением, предполагают наличие рабочих тетрадей, то они должны входить в комплект, который прилагается к учебнику. К сожалению, далеко не всегда это исполняется. Причина – недостаток финансирования. И на это мы постоянно обращаем внимание властей.
Светлана Семенова привела неординарный случай, когда в одной из школ родителям предложили купить для первоклассников 23 рабочие тетради. Одна из родительниц обратилась к детскому омбудсмену, посетовав на то, что комплект ей обходится в 5,5 тыс. рублей.
– Родительские комитеты ищут варианты, как приобрести эти комплекты подешевле. В преддверии нового учебного года они активно собирают средства на рабочие тетради, чтобы купить их раньше, сэкономив. Пока ситуация решается таким образом , – констатирует Светлана Семенова. – Зато жалоб на школьные «поборы» сегодня практически не поступает. И это радует. Слово «поборы» в профессиональной среде не используется, потому что проблема ушла в другую плоскость. Теперь сами родители принимают решение, куда и сколько сдавать, где дети будут участвовать, а где нет.
Куда пойти учиться?
Тема профилизации классов в последнее время вызывает ряд вопросов у школьников и их родителей.
– Часть школьников после девятого класса уходит в техникумы и колледжи, остальные учатся дальше. Но здесь все не так просто. Проблемы возникают, если по существующему рейтингу, в основном по причине проблем с успеваемостью, ребенок не проходит в 10-й класс, – говорит омбудсмен.
Дети и родители недоумевают, почему нельзя учиться дальше в родной школе? В основном это происходит потому, что в школе просто нет общеобразовательного класса.
– Есть математический, лингвистический, социально-экономический, а общеобразовательного нет. Департамент образования должен предложить учащемуся варианты обучения в других школах. Вопрос о нарушении права на образование здесь не возникает, такое право ребенку будет предоставлено. Чем здесь можно помочь? Мы обращаемся к уставу школы, если там предполагается наличие общеобразовательного класса, он должен быть создан.
Марина АболинаПоследние новости
Сложности с использованием карт россиян в Турции из-за санкций
Россияне сталкиваются с проблемами при снятии наличных за границей.
Вячеслав Вишневский освободился из колонии
Совладелец торгового центра «Зимняя вишня» вернулся после решения суда.
Нейрохирурги Иркутска внедрили новую методику лечения артериальных заболеваний
В Иркутске начали проводить операции на брахиоцефальных артериях.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией