Педагогика жизни
2 февраля исполнилось 90 лет почётному гражданину Шелехова Константину Карпову.
2 февраля исполнилось 90 лет почётному гражданину Шелехова Константину Карпову. Мы побывали в гостях у Константина Сергеевича и его жены Ольги Ивановны.
Фамилия Карповых хорошо известна не только в Шелеховском районе, но и в Сибири. Константин Сергеевич многие годы отдал преподавательской и общественной деятельности на благо людям.
Родился в городе Нерчинске Читинской области. Родители будущего учителя тоже были педагогами, как и многие представители династии Карповых-Бутиных. Одно из самых ранних детских воспоминаний Карпова – арест деда в 1937 году.
Когда началась Великая Отечественная война, Костя Карпов только пошёл в первый класс. Его школьные годы пришлись на сложную военную и послевоенную пору. Хоть война и не затронула Забайкалье напрямую, но колоссальные потери, которые несла страна, требовалось восполнять упорным трудом всех и каждого.
В 1952 году парень был призван на службу в армию. После четырёх лет военной службы в авиации началась мирная жизнь Константина Карпова: он выучился на киномеханика и пришёл работать в общеобразовательную школу. Константин Сергеевич преподавал кинодело ученикам и учителям, одновременно трудился лаборантом в кабинете физики. Так он пошёл по пути учителя ещё до получения педагогического образования.
Окончив вечернюю школу, Карпов поступил на физико-математический факультет Читинского педагогического института. В студенческие годы познакомился со своей будущей женой, случилось это во время сбора урожая.
– Я тогда возглавлял студенческий отряд. В деревне Погодаевке, куда нас отправили, работы не было. Студентов, приехавших зарабатывать, это решительно не устраивало. Мы обратились к председателю колхоза, и он перевёл нас в деревню Ульяновку. Разместили в общежитии. Там я однажды увидел из окна девушку с чемоданчиком-балеткой, проходившую мимо нашего общежития. Оказалось, она работала учительницей начальных классов. Она мне понравилась с первого взгляда, – рассказал Константин Сергеевич. Они подружились, стали переписываться. А в 1960 году поженились.
В 1958 году Константин Карпов окончил институт и институт и вместе с супругой работал школьным учителем в родном Нерчинске. В 1969 году Карповы по приглашению областного управления образования переехали в Шелехов, и 15 августа Константин Сергеевич пришёл на работу в только что построенную школу № 6.
Педагоги, многие из которых только знакомились друг с другом, готовили новое здание к приёму первых учеников – мыли помещения, размещали мебель и оборудование. Со временем кабинет физики, которым «заведовал» Карпов, был признан лучшим в Иркутской области. Позже Константин Сергеевич возглавил профсоюзный коллектив педагогов.
В августе 1974 года его назначили директором школы № 1. На этом посту Карпов активно развивал школьное самоуправление и связи с шефскими организациями.
Монголия и БАМ
В 1981-1983 годах Карповы работали в Монголии. Министерство просвещения командировало Константина Сергеевича в город Эрдэнэт на должность директора советской общеобразовательной школы № 19. В те годы в Монголии трудилось много советских гражданских и военных специалистов, и была выстроена широкая инфраструктура, обслуживающая граждан СССР.
«Монгольская» история для супругов закончилась в 1983 году, и наступила история «БАМовская». Константин Сергеевич очень хотел принять участие в возведении Байкало-Амурской магистрали. Вместе с женой они устроились в школу № 20 посёлка Улькан в Казачинско-Ленском районе.
Работать на БАМе было сложно – школа подчинялась не министерству, а специальному ведомству при строительстве магистрали, только что открывшуюся школу ещё требовалось подготовить к занятиям. С этой задачей они, как настоящие педагоги, справились, но по семейным обстоятельствам были вынуждены вернуться в Шелехов.
Константин Карпов становится директором школы № 5. В ней появляется кабинет ручного труда для младших классов, модернизируются кабинеты физики, иностранных языков, теплица, спортзал. Педагоги тесно взаимодействуют с городскими предприятиями и находятся в постоянном контакте с родителями учеников. Помимо директорства и преподавания, Константин Карпов уделяет значительное внимание атмосфере в образовательном учреждении. Как и в прежние годы, он развивает ученическое самоуправление, участвует в эстетическом оформлении школы.
Чего не хватает современной школе
С распадом СССР школа стала утрачивать связь с реальной жизнью. И дело здесь не только в начавшемся имущественном расслоении, отмечает Константин Сергеевич, но и в ликвидации школьного самоуправления и внешних связей школы – с родителями учеников, которые стали уделять детям меньше внимания, и с предприятиями. Он вспоминал:
– Когда-то при кабинете труда мы создали небольшой сборочный цех. Алюминиевый завод прислал нам весы, мелкие гвоздики и заготовки для упаковок. Школьники взвешивали гвоздики и расфасовывали их в небольшие коробочки. Затем из готовых комплектов они собирали ящики, в которые эти коробочки складывались. Дальше готовый к продаже товар шёл в торговлю. Часть вырученных денег поступала в фонд класса, и ученики сами решали, каким образом распорядиться этими средствами. Так ещё в школе они усваивали то, что сейчас называют финансовой грамотностью.
Связь поколений – серьёзная работа
Учитель должен чётко осознавать, когда ему следует уйти. Преподавание – это не такая работа, которой можно заниматься до глубокой старости, считает Константин Сергеевич. Он ушёл с поста директора школы в 2001 году. Однако оставалось много нерастраченной энергии, и он занялся общественной деятельностью. По его мнению, из учителей получаются хорошие организаторы. Долгие годы Карпов принимал участие в работе учительской ветеранской организации. С 2003 года начал работать в совете ветеранов Шелеховского района, а в 2008 году возглавил его. В 2008 году по его инициативе была создана Высшая народная школа, объединяющая людей, которые внесли значительный вклад в развитие района. Одновременно Константин Сергеевич уделял много внимания патриотическому воспитанию молодёжи:
– Связь поколений – это не просто слова, это серьёзная работа, в результате которой молодёжь, школьники, должны узнавать, чем занимались их предки. Мы много работали с ветеранами из самых разных сфер. Этим людям есть, что рассказать, и им нужно предоставлять такую возможность – грамотно объединить тех, кто только начинает жить, с теми, кто много знает о жизни. Так возникает связь поколений.
В начале 2010-х годов Константин Сергеевич инициирует организацию кинолектория при Высшей народной школе. С этого времени патриотическое воспитание является центральным звеном его общественной работы. При тесном сотрудничестве с газетой, местным телевидением, кинотеатром, школами и поисковыми отрядами он устраивал ежемесячные кинолектории для школьников, и это были не только просмотры кино, а полноценные ликбезы, с лекциями и выставками.
Уже вышли в свет две книги, написанные Константином Сергеевичем и Ольгой Ивановной: «Шелеховские забайкальцы» и «Педагогическое наследие. Династия Бутиных-Карповых». Первая книга посвящена уроженцам Забайкалья, приехавшим работать на шелеховскую землю. Многие забайкальцы со временем стали руководителями шелеховских предприятий и прожили яркую жизнь. Вторая книга рассказывает о династии преподавателей Карповых-Бутиных, насчитывающей несколько поколений педагогов.
Сегодня Константин Сергеевич подумывает над написанием ещё одной – третьей книги. Её он хочет посвятить развитию ветеранского движения в Шелеховском районе.
Максим ЗАХАРОВ
Фото из архива семьи Карповых
Последние новости
Сложности с использованием карт россиян в Турции из-за санкций
Россияне сталкиваются с проблемами при снятии наличных за границей.
Вячеслав Вишневский освободился из колонии
Совладелец торгового центра «Зимняя вишня» вернулся после решения суда.
Нейрохирурги Иркутска внедрили новую методику лечения артериальных заболеваний
В Иркутске начали проводить операции на брахиоцефальных артериях.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований