Лицей и его команда

В иркутском лицее № 3 есть славная традиция: уже в десятый раз здесь прошла благотворительная акция «Доброе сердце».

В иркутском лицее № 3 есть славная традиция: уже в десятый раз здесь прошла благотворительная акция «Доброе сердце». В этом году она проводилась совместно с региональной благотворительной организацией «Альтернатива», которая помогает детям-сиротам, находящимся в отделении патологии Ивано-Матренинской детской клинической больницы.

Мероприятие, как уже заведено, началось с атмосферной уличной ярмарки, где продавцами выступали учащиеся пятых-восьмых классов, а покупателями – ученики девятых-одиннадцатых классов, их родители и учителя. Здесь же проводились увлекательные игры, была организована фотозона, выступали музыканты. Одновременно в здании лицея проходили беспроигрышная лотерея, настольные игры и захватывающие конкурсы. Завершением стала самая яркая и важная часть мероприятия – аукцион. В этом году по итогам акции удалось собрать 209 тысяч рублей.

Директор лицея Николай Павлович Кашин, опытный руководитель и педагог, поделился своими мыслями:

– Мы очень рады, что такое уникальное для учебных заведений города мероприятие с нарастающим успехом проводится силами нашего коллектива. Хочу отметить, что ни на стадии подготовки, ни во время проведения мероприятия никто из учеников или родителей не отзывался об этой инициативе в негативном ключе. Напротив, спрашивали: как это будет? Что нужно? И дети, которые отвечали за организацию, все это отслеживали. Элементов принуждения не было совершенно, и они в таком деле неприемлемы. В сообществе чувствовался командный дух, каждый класс стремился заработать больше денег, чтобы внести свою лепту. Благодарим лицеистов, учителей, родителей – всех, кто не остался в стороне и внес свой посильный вклад в это нужное и благородное дело!

Особую благодарность за организацию акции лицей №  3 выражает 10 «В» классу и лично классному руководителю Ольге Алексеевне Домановой, ведь ей удалось найти дело, объединяющее детей, родителей и педагогов под «одним флагом».

Дети, вовлеченные в добровольческую деятельность, понимают, что именно в таком формате у них есть возможность раскрывать в себе важные человеческие качества, в том числе деловые. Наблюдая со стороны, можно было заметить, что участники действительно искренне старались и у них получалось выполнять поставленные задачи.

– Современные подростки гораздо больше обладают чувством индивидуализма, чем, к примеру, мое поколение, мы были в большей степени коллективистами, – говорит Ольга Аркадьевна Серышева (работает в лицее со дня его основания). – Тем не менее они приходят к тем же выводам о необходимости участия в социальных процессах. «Коллективно-пионерского» еще нет, но, думаю, мы к этому идем. Мне понравилось, что родители очень помогали, причем не только собственному ребенку в классе, но и всем детям, которым требовались помощь или партнерство. Мамы даже ходили с плетеными корзинками, как по грибы, в них были редиска, лук, и это очень мило выглядело: современные дамы вот таким образом распродают овощи.

Говоря о добровольчестве сегодня, можно вспомнить повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» 1940 года, которая впервые была напечатана в газете «Пионерская правда». Именно Тимур в свое время стал образцом для подростков. 

В основу сюжета повести автор положил историю игры, которую затеяла летом группа ребят в одном из подмосковных дачных поселков. Герои произведения живут в тревожной атмосфере предвоенного времени, где-то уже идет война, и поэтому «игра» Тимура и его друзей имеет большую серьезную цель – помощь семьям тех, кто находится в Красной армии.

Во взглядах Гайдара на игровую деятельность, на ее серьезное значение в воспитании инициативы, сплоченности, пробуждении общественных интересов детей нашли художественное выражение важнейшие принципы передовой педагогической мысли и педагогической науки.

В повести есть одна очень примечательная особенность: ребята не имитируют, не изображают реальное, настоящее дело, а творят его; игра и дело здесь переплетены, слиты воедино. Деятельность Тимура и его друзей не может существовать без тех серьезных жизненных целей, которые в ней реализуются. Здесь же находит выражение тяга детей к общественно-полезной деятельности.

Через такую действенную форму Гайдар приводит своих героев к осознанию необходимости настоящего дела, к пониманию этого дела как радостного и желаемого. Удивительный секрет успеха «Тимура и его команды» заключается в том, что писатель сумел подойти к принципиальному разговору о высоких моральных нормах, требованиях, предъявляемых к человеку в обществе, так же легко, просто и естественно, как это сделал Маяковский в стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо».

Именно после появления книги о Тимуре началось неформальное тимуровское движение. Сами тимуровцы стали, по сути, частью идеологической системы Советского Союза. При этом им удалось сохранить некий дух волонтерства. Ребята бескорыстно совершали хорошие поступки, оказывали помощь престарелым людям, помогали колхозам, детским садам. Так появилось настоящее массовое движение школьников. Самый первый отряд образовался в 1940 году в городе Клин, Московской области. Именно здесь Гайдар написал свою повесть. В этом отряде было всего шесть подростков, которые учились в одной из клинских школ. Вслед за ними такие отряды возникли по всей территории Советского Союза.

Во время Великой Отечественной войны тимуровское движение в СССР росло в арифметической прогрессии. В 1945 году в Советском Союзе уже было порядка трех миллионов тимуровцев. Эти подростки на самом деле оказались незаменимыми. Такие отряды функционировали в детских домах, в школах, при дворцах пионеров и внешкольных учреждениях. Подростки шефствовали над семьями офицеров и солдат, помогали собирать урожай, провели колоссальную работу в госпиталях.

В осажденном гитлеровцами Ленинграде движение тимуровцев приобрело особое значение. В 753 тимуровских отрядах Северной столицы действовали двенадцать тысяч подростков. Они оказывали помощь семействам фронтовиков, инвалидам и пенсионерам. Им приходилось заготавливать для них топливо, убирать квартиры и получать по карточкам продовольствие.

Педагоги были в некотором смятении, поскольку тимуровские отряды, по сути, начали вытеснять пионерские дружины. Книга о Тимуре повествовала о «самодисциплинирующемся» коллективе. В нем все обязанности подростки брали на себя и сами решали все проблемы, без контроля взрослых. В итоге руководители ВЛКСМ приняли решение, связанное с объединением пионеров и тимуровцев. Через некоторое время комсомольцам удалось взять их под свой контроль. В этом объединении были и очевидные плюсы, и большие минусы. Деятельность тимуровцев стала считаться дополнительной формой работы пионерии. Но одновременно движение начало угасать. Быть может, причиной стало то, что тимуровцы не испытывали особого желания «вливаться» в ряды пионерской организации, так как теряли свободу выбора.

Слово «волонтер» произошло от французского volontaire, которое, в свою очередь, произошло от латинского voluntarius и в дословном переводе означает «доброволец, желающий».   Волонтером может быть любой человек, желающий посвятить свое свободное время добровольному труду, а также обладающий таким качеством, как ответственность. Главным правилом любой помощи является «не навреди». На сегодня институт волонтерства распространен во многих странах мира, становясь все более значимым педагогическим ресурсом развития общества.

Люди желали быть полезными друг другу, обществу во все времена. Первые упоминания о бескорыстном добровольном служении людям относятся к периоду Древней Руси. Изучение истории добровольческого движения показало, насколько грандиозными могут быть его результаты. Наш человеческий вид выжил, во многом благодаря общественному паттерну, что нуждающимся нужно помогать.

Организованная учениками лицея №  3 благотворительная акция позволяет всем почувствовать себя нужными и поверить в свои силы: и адресатам помощи, и участникам мероприятия. Помогает убедиться, что очень многое возможно сделать совместными усилиями. Подобная инициатива, исходящая от детских коллективов, и участие в добровольческой деятельности – это комплексное социально-полезное явление. Педагоги, которые поддерживают и создают условия ребятам в реализации их благородных порывов, знают это. Пусть таких инициатив станет больше.

Анна Малинина-Вокина, Иркутское землячество
«Байкал», специально для «Байкальских вестей».

Текст подготовлен с использованием материала
портала infourok.ru и лицей3иркутск.рф .

Фото Софии Филипповой и из электронных СМИ.

На фото:  Многолюдье во дворе лицея;   

Аркадий Гайдар с пионерами в Артеке, 1930-е годы;

Тимуровцы. Ленинград, годы Великой Отечественной войны

 

Последние новости

В России будет создан Алиментный фонд

Государство начнет выплачивать алименты за неплательщиков.

Рабочий визит Анатолия Серышева в Иркутскую область

Полпред президента России отметил юбилей Иркутского диагностического центра и акцентировал внимание на помощи онкобольным.

Конкурс на лучшее счетное учреждение Иркутской области

Региональный Президиум подвел итоги конкурса 2023 года.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Чехове на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *