ЕГЭ: пора на свалку истории

Какой способ (метод) экзамена самый лучший? Наверное, когда в наличии сразу два важнейших условия.


Какой способ (метод) экзамена самый лучший? Наверное, когда в наличии сразу два важнейших условия. Во-первых, как можно меньший контроль за учениками. То есть можно пользоваться и средствами связи, и бумажными изданиями. В идеале – чем угодно, приноси хоть библиотеку. Во-вторых, при этом оценка знаний выпускника объективная, точная, глубокая. Иными словами, современная в лучшем смысле этого слова.  

Туалет? Секретов нет!

На самом деле такого сочетания добиться крайне сложно, если вообще возможно. Но, главное, к нему надо стремиться. И убежден, в значительной степени эту на первый взгляд пропасть между отсутствием контроля (или хотя бы его значительным ослаблением) и обеспечением объективных оценок, отражающих реальный уровень знания и способность самостоятельного мышления выпускника, можно преодолеть. Было бы желание.

С желанием, похоже, большая проблема. Во всяком случае, первое условие – насчет контроля – провалено полностью и безоговорочно.  Сдача ЕГЭ и ОГЭ превратилась, по существу, в спецоперацию с привлечением даже правоохранительных органов. Контролируют даже то, чем именно занимается девушка (юноша) в туалете. Беготня между школами, преподавательские коллективы которых не всегда дружат между собой, усиливает неудобства и неразбериху. Разумеется, такие экзамены – стресс для многих выпускников, не способствующий спокойной мыслительной работе во время экзамена, а также для их родителей.        

Похоже, лоббистов ЕГЭ-ОГЭ интересовала только вторая их часть – объективность оценок. А если для этого требуются драконовские, унижающие личное достоинство меры – это мелочь, на которую можно закрыть глаза. Лес рубят – щепки летят…

А, Б, В сидели на трубе

Но и со второй частью не вышло. Тестовая система, особенно по гуманитарным дисциплинам, ведет к пресловутому натаскиванию. О творческом, самостоятельном мышлении, особенно допускающем неоднозначности и многовариантности, в таком случае говорить не приходится. Зато позарез нужны репетиторы, которые под силу не самым бедным семьям. И вообще в некотором выигрыше оказываются школьники из крупных городов, тогда как глубинке разрулить такую ситуацию сложнее.

Вообще, натаскивание дает дополнительные возможности троечникам и, наоборот, дополнительно бьет по творчески мысляшим, но не склонным к зубрежке ребятам. Что не есть хорошо. А заодно подготовка к тестам съедает до полугода на финише учебной программы в девятых и одиннадцатых классах. Очевидно, непозволительная роскошь, но каких только жертв не приходится класть на священный алтарь ЕГЭ. В итоге, оттеснив знания как таковые, на первый план как самоцель школьного образования выходит именно сдача ЕГЭ-ОГЭ. Соответственным образом формируется и подгоняется отчетность образовательных учреждений.     

Пылесос для регионов                   

Не исчезла, хотя изменила формы коррупция. Здесь и многочисленные хитрости в АйТи-сфере, и встречающиеся то тут, то там (включая Иркутск) подробные письменные ответы по вариантам, разложенные прямо в туалетных кабинках. И кто бы это мог сделать?

Добавим сюда возросший бюрократизм. Так, если раньше оценку выпускник знал в тот же день, изредка (письменное сочинение) на следующий, то теперь, в эпоху электронных технологий, томительное ожидание длится неделю, а то и больше. Вы можете сдавать третий по счету экзамен, все еще не зная, как сдали первый.

Творцы ОГЭ утверждают, что эта система дает дополнительные возможности выпускникам с периферии поступать в столичные вузы. Но простое сравнение по срокам получения документов об окончании выпускных экзаменов в Иркутске и проведения вступительных экзаменов в Москве и Питере показывает, что многие из потенциальных абитуриентов просто не успевают вовремя прислать документы из провинции в столицу. Да и потом, львиная доля тех, кто окончил столичные вузы, не возвращаются домой, в регионы. Таким образом, интеллектуальный потенциал глубинки продолжает слабеть. Быть может, подойти к проблеме с другой стороны: прежде всего укреплять высшее образование в регионах, а не вытягивать отсюда лучших выпускников, как пылесосом?

С прицелом на будущее

Надо ли возвращаться к прежней системе «один в один»? Безусловно, некоторые изменения нужны. Но касаться они должны прежде всего контроля не над учениками, а над преподавателями. Например, среди принимающих любой экзамен должен быть учитель из другой школы, причем кто куда идет, становится известно и педагогам, и другим организаторам экзаменов только накануне вечером. Например, по результатам прозрачного жребия на уровне городских (районных) департаментов образования. Разумеется, необходим и полный отказ от тестовой системы, когда ответить правильно можно наугад, методом «тык». А если и не наугад, то без понимания предмета в принципе.

В любом случае, ЕГЭ и ОГЭ надо отменять. Не совершенствовать – нельзя улучшить то, что требует полной замены. И затягивание с решением этой проблемы больно отзовется (и уже отзывается) на молодых поколениях.

Юрий Пронин, «Байкальские вести»   

 

Последние новости

Слово года по версии Института русского языка им. А.С. Пушкина

Институт выделил ключевые слова года, среди которых 'Пушкин'.

Бесплатная диагностика рака молочной железы в Иркутске

Иркутский областной онкологический диспансер предлагает уникальную возможность для жителей города.

Депутаты Иркутской области решают проблемы местных жителей

Обсуждены вопросы здравоохранения, экологии и поддержки бизнеса.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Назрани, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *