Зимние забавы в музее ТБО
Зимой в музее на полигоне ТБО под Иркутском вовсю кипит жизнь. Если в ноябре здесь было затишье, то сейчас с появлением горок и других развлечений бывает по восемьсот человек в день.
Зимой в музее на полигоне ТБО под Иркутском вовсю кипит жизнь. Если в ноябре здесь было затишье, то сейчас с появлением горок и других развлечений бывает по восемьсот человек в день. Какие развлечения работают в музее ТБО, как здесь встречают гостей и чем угощают?
Музей на полигоне ТБО ещё называют музеем «На свалке», а иностранцы говорят: «Музей мусора». Он находится на 5-м километре Александровского тракта. В своё время Александр Расторгуев, ныне – директор музея, а тогда – руководитель иркутского полигона ТБО, решил создать для развлечения несколько скульптур и экспонатов из мусора и ненужных материалов. Он ещё не знал, насколько далеко может пойти его художественная фантазия. Фигуры и экспозиции стали появляться одна за другой.
За последние годы это место приобрело невиданную популярность как среди иркутян, так и среди туристов. Сейчас оно в топе самых посещаемых мест Иркутской области. Здесь собрана огромная коллекция оружия разных стран и эпох, военной формы, наград и техники. Но эти экспозиции здесь круглый год. А чем же музей радует нас нынешней зимой?
Весьма популярное развлечение – горка. Таких горок мы ещё не видели! Главное её отличие – невероятно длинный каток, по которому отважные смельчаки уезжают аж на несколько сотен метров в лес. Это объясняется географией местности – здесь земля идёт вниз, под уклон.
– Спуск разрешён только на тюбах, – говорит Александр Расторгуев, директор музея, – мы их предоставляем бесплатно, закупили 140 штук. Наша горка – особенная: из соображений безопасности мы её не заливаем водой. Лёд может крошиться, создавать выбоины, стать травмоопасным. В тёплую погоду может таять. А мы просто делаем покрытие из снега. Горка работает до 20:00, вечером здесь иллюминация, освещение.
Что характерно: после проката наверх люди идут пешком, и такая физическая подготовка им не надоедает! Они снова становятся в очередь. Вообще, в этом месте гости как-то на редкость быстро забывают про изнеженность жителей XXI века и возвращаются к своим корням.
В кафе нехитрая еда – гречневая каша из полевой кухни, серый хлеб, «армейский суп» из курицы. А ещё блины и чай. Этот ассортимент пользуется большим спросом, в кафе полно народа. Столы и скамейки грубо сколоченные, из досок, на полу песок. Но вся эта простота очень притягивает. И кому-то здесь гораздо уютнее, чем в самом изысканном интерьере.
Новое развлечение – лабиринт под названием «Сеновал»: это скрученные снопы, составленные в ряды, между ними есть проходы. Детишкам там можно лазить наверху, а можно побродить внизу по тайным тропам. Александр Расторгуев с улыбкой наблюдает:
– Вот я угадал, что им это будет интересно.
– Вы где-то видели подобное? Откуда взялась идея?
– Я просто сам в детстве любил по соломе прыгать, лазать. Самое любимое занятие было. А где же дети ещё увидят настоящую солому? С природой нынешние дети редко общаются. Я обещаю: до самой ночи здесь будет гора ребятишек. И играют здесь, и фотографируются много.
Другое нововведение, которое появилось нынешней зимой, – экспозиция «Город драконов». Она находится наверху, слева от кафе. Пока в коллекции четыре фигурки драконов, но будет восемь, а в центре будет мама с детёнышами. Полностью группа будет готова ближе к весне.
– Вот смотрите, он только что приземлился, – показывает Александр на одного из «новосёлов», – видите, на лапы присел?
Как выглядит только что приземлившийся дракон, я ни разу не видела, и вряд ли видел сам Александр. Но композиция настолько живая, что веришь: именно так всё и было. Наверное, это и есть талант – передать своим языком настоящую жизнь, так, чтобы это казалось правдой. При этом сам директор музея себя не считает художником. Но вся эта гигантская работа по созданию фигур и экспозиций – на нём. Гости часто спрашивают: кто всё это сделал? Кто эти умельцы, откуда они?
– Все фигуры придумал я сам, – говорит директор, – сначала представляю, какой она будет, потом рисую раскадровку: каждую ногу, руку, лапу. Задаю движение. Проектирую каждую деталь. Сам подбираю материал – из чего это будет сделано? И с помощниками делаю. Сейчас по скульптурам со мной работает два человека. Помощник только сваривает, он выполняет задачу, поставленную мною, чётко и строго.
В эти фигуры хочется всматриваться. Точно схваченные движения придают всему правдоподобие, которое даже немножко пугает. Огромные широкоплечие воины на металлических лошадях, на спинах – драные шкуры от выброшенных кем-то шуб. Кажется, что именно так они и выглядели тысячу лет назад.
View the full image View the full image View the full image View the full image View the full imageЭто место имеет свою философию – бережного отношения. Возможно, что именно сейчас, на наших глазах рождается новое направление искусства. Главная его мысль – ничего не должно пропадать зря. В наши дни общество стремится потреблять гораздо больше, чем ему нужно, покупая всё новые вещи. А старые, вполне ещё пригодные, часто отправляются на свалку. Такое же потребительское отношение мы часто видим к домашним животным, которых выставляют на улицу. И нередко – к людям, которых «выбрасывают» с работы или из семьи просто так, чтобы заменить на новых.
Александр Расторгуев родом из деревни, где годные вещи не выбрасывали, а отдавали кому-то. А если вещь совсем вышла из строя, всё равно находили, как её использовать. Всё в хозяйстве сгодится! Вот этот хозяйский подход Александр перенес на свой музей. Оказывается, выброшенные предметы могут стать экспонатами выставки, а из ненужных материалов можно создать целые экспозиции.
Не менее важно для него бережное отношение к природе, к планете. Потому что она – наш единственный дом, другого не будет, говорит Александр Расторгуев. Когда он руководил иркутским полигоном ТБО, его предприятие дважды становилось лучшим в России по показателям проб воды, воздуха и почвы. Сейчас он занимается только музеем, но его хозяйская жилка видна во всём. Ни одна мелочь не ускользнёт от его внимания. Он постоянно на связи с сотрудниками.
– Ну а как иначе? – удивляется он, – ведь это же моё дело, моё детище. Тут всё сделано своими руками.
Когда видишь такое отношение, поневоле думается: вот бы каждый так относился к своей планете! Наверное, тогда она проживёт гораздо дольше.
Фото: https://vk.com/album-213212911_290987273
Текст: Ника Песчинская , Фото: vk.comПоследние новости
Еще в одном регионе РФ будут платить по 100 тысяч рублей беременным школьницам
Деньги выплатят также студенткам колледжей и вузов Еще один российский регион ввел выплаты для беременным школьниц.

Вопросы развития региона обсудили на совещании с активом Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири»
Иркутская область, НИА-Байкал – Состояние экономики агропромышленного комплекса, тему поддержки турбизнеса,

Сотрудники Осинского лесничества обнаружили черных лесорубов на месте незаконной рубки
На месте незаконной рубки поврежден лес на площади 0,6 га. Всего незаконно спилено 102 осины, объем добытой черными лесорубами древесины составил 116,8 куб.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения