От лопаты до крупнейшей в мире драги

Иркутск был известен в Советском Союзе как промышленный город Сибири. Здесь строили самолёты, производили радиотехнику; здесь работал завод тяжёлого машиностроения им.

Иркутск был известен в Советском Союзе как промышленный город Сибири. Здесь строили самолёты, производили радиотехнику; здесь работал завод тяжёлого машиностроения им. В.В.Куйбышева. Предприятие стало пионером машиностроения в Приангарье, во время Великой Отечественной войны приняло мощности и работников эвакуированного Старокраматорского завода имени Серго Орджоникидзе, а после победы было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Начали с колеса

Под экспозицию ИЗТМ в музее выделили один зал, но по информационным планшетам в холле можно проследить всю историю машиностроительного гиганта. В 1905 году, во время Русско-японской войны, Военный совет Российской империи издал указ о формировании обозных мастерских на Дальнем Востоке, предложив рабочим — каретникам, колёсникам, кузнецам и ободчикам — от 480 до 720 рублей в год, вполне приличное по тем временам жалованье. Уже тогда это было довольно крупное предприятие, на нём трудилось около 300 человек. В 1912 году к мастерским присоединили соседний чугунолитейный завод, а с приходом советской власти их передали Совету народного хозяйства. Выпускали как мирные орудия труда — лопаты, вилы, плуги, молотилки, так и военную продукцию: патронные двуколки, походные кухни, лазаретные линейки. Первая мартеновская печь сталелитейного цеха была заложена в 1929 году, начали строительство полноценных цехов вместо деревянных зданий мастерских. Так заработал Иркутский машиностроительный завод им. В.В.Куйбышева.

На военных рельсах

В марте этого года Иркутск получил звание «Город трудовой доблести». Большой вклад в снабжение фронта внесли машиностроители Иркутска. Документальное подтверждение тому можно увидеть в фотоальбоме 1944 года, который обнаружили среди экспонатов музея.

 — Я работала на заводе финансистом. Но, когда пошла реорганизация, меня назначили директором музея, хотя и я понятия не имела, что нужно делать, и музея как такового тогда не было, — вспоминает Вера Михайловна Фомина. — И когда я спросила, где, собственно, музей, мне дали машину и привезли в бомбоубежище на Щаповской горе.

Дело в том, что в 90-е годы здание Дома культуры, где располагался Музей ИЗТМ, пришлось передать в собственность муниципалитета. Экспонаты перевезли на склад и в бомбоубежище. Там в неподходящих условиях хранились исторические ценности. Часть экспонатов погрызли мыши, но заветный альбом сохранился — даже грызуны побоялись трогать документ, за который можно было попасть под статью.

Раритетный документ — это тайно сделанная копия альбома, который отправили в Москву, как говорили, товарищу Сталину. На заводе в военное время было запрещено фотографировать, даже между цехами рабочие не могли передвигаться без пропусков и каждый мог попасть только туда, где работал. В альбоме же есть не только снимки производства, но и информация в цифрах и процентах о работе в тылу.

Во время войны на заводе увеличивали производственные площади, оборудование уплотняли, ставили процесс на поток, уменьшая себестоимость изделий и при этом увеличивая объёмы по отдельным цехам почти в три раза.

В целях экономии бензина стали использовать лошадей и железнодорожный транспорт: от берега Ушаковки до перегрузочного узла в Затоне проложили узкоколейные пути. Через мост на левый берег Ангары вагоны тянули заимствованные у детской железной дороги паровоз серии 159 и танк-паровоз, построенный в Австрии на предприятии компании «Краусс-Линц». С вокзала поставляли сырьё, обратно уходили готовые изделия.

В самом начале войны мобилизовались многие рабочие, в основном мужчины, на их место пришли женщины — в три раза больше матерей, дочерей и бабушек стояло у станков к 1944 году. На завод шли дети, они старались помочь фронту и своим семьям; кроме того, заводчанам полагалось хорошее питание. Подсобное хозяйство ИЗТМ увеличило посевные площади с 210 до 2444 га — больше чем в 10 раз. Завод строил дома и бани, совхозы, теплицы, зерносушилки и всё, что нужно для жизни, ведь помимо иркутян на производстве теперь трудились украинцы, эвакуированные вместе со Старокраматорским металлургическим заводом.

Впечатляет и личный вклад заводчан в общее дело: на добровольных началах они отправили на фронт 502 кг пельменей, 1304 кг брусники, 7215 тёплых вещей, 17 049 личных подарков и почти 9000 рублей. Бойцы защищали Родину на полях сражений, а сибиряки ковали победу у мартеновских печей.

Золотоносные гиганты

Вернувшись к «мирному» производству, Иркутский завод тяжёлого машиностроения им. В.В.Куйбышева продолжил изготавливать золотодобывающее оборудование, а именно драги. В музее хранится макет формы для отлива самого первого — 150-литрового, черпака, 1929 года. Были и поменьше, с ковшом на 50 литров, назывались они «Гном». Разрабатывали их конструкцию здесь же, на заводе: Г.П.Столов получил за свой проект орден «Знак Почёта», а в год ИЗТМ выпускал 24 «Гнома».

Сотни драг вышло из цехов завода им. В.В.Куйбышева, но особенно примечательны две из них. Одна была спущена на воду в 2006 году и интересна тем, что у неё есть собственное имя — «Варлаам Чикойский», в честь святого Русской церкви, хотя обычно суда просто нумеруют. Вторая из удивительных машин — речная драга под номером 601, первая и единственная с объёмом черпака в 600 литров. Появилась она не случайно: СССР пытался подписать договор на поставку оборудования из США, но президент заблокировал сделку. Тогда включился принцип импортозамещения — «догоним и перегоним Америку», и в 1968 году Иркутске сотворили 601-ю. Это была полноценная обогатительная фабрика на понтонах, лишь несколько деталей для неё было заказано за границей. Например, ковшовую цепь отлили из особо прочной стали Гадфильда в Англии.

 — На начальном этапе эксплуатации поломались проушины, места крепления черпаков к цепи: сталь Гадфильда не справилась в условиях Сибири, — рассказал главный конструктор ИЗТМ Владимир Александрович Луговцов. — Тогда наши учёные во главе с профессором Саулом Самуиловичем Черняком разработали новую высокопрочную сталь, пригодную к работе в низких температурах. Драга проработала на реке Маракан в Бодайбинским районе больше 20 лет.

601-я действительно функционировала в холода, с зимнего отстоя её «выгоняли» в марте, а то и в конце февраля. С теплотой вспоминают золотодобытчики этот титан, на котором многие россыпники проходили производственную практику. Кроме размера поражало современное оборудование — лифты и промышленное телевидение, которое выводило изображение с камер в разных частях судна.

Затонула 601-я драга в начале 90-х, починить её у предприятия не нашлось денег.

Второй век завода

Это и многое другое вспомнили рабочие и ветераны, которых пригласили на открытие выставки.

 — Есть кто знакомый? — спрашивают у одного из заводчан-ветеранов.

 — Все.

В лучшие годы в штате ИЗТМ было до 7000 человек. Вместе работали, отдыхали, ходили на демонстрации. Сейчас на всём заводе 550 сотрудников, объёмы обусловлены экономической выгодой, а не пятилетками. Плановая экономика позволяла работать на будущее, а теперь, в условиях свободного рынка, организации заказывают то, что нужно в данное время, а не для хранения оборудования на складах.

 — Завод понимает, что его развитие возможно только с привлечением молодых специалистов. Сейчас на рынке дефицит рабочих и инженеров, соответственно приходится обучать, вливать кадры в коллектив силами самого завода, адаптировать под текущие задачи, поддерживать стипендиальными выплатами, — рассказал о кадровой политике заместитель директора ООО «ИЗТМ-Инжиниринг» Ян Вячеславович Мовшович. — У нас существует программа обучения молодых специалистов. Много ребят уже во время обучения в вузе приходит к нам на практику, и в дальнейшем они остаются, связывают свою жизнь с машиностроением.

Основными заказчиками ИЗТМ остаются предприятия золотодобывающей, металлургической отраслей, горнодобывающей и горно-обогатительной промышленности. Ежегодно завод производит продукцию на 1,5 миллиарда рублей.

View the full image В экспозиции можно увидеть детали, которые производил завод View the full image Завод им. В.В.Куйбышева отправлял на фронт снаряды для миномётов View the full image Во время Великой Отечественной войны площадь сталелитейного цеха увеличили на 47% View the full image Вместо мужчин, ушедших на фронт, у станков встали женщины View the full image Количество рабочих во время войны выросло почти вдвое View the full image В начале войны механосборочный цех изготавливал детали для других цехов и выполнял случайные заказы

Последние новости

Опасения о новом экономическом кризисе в России

Эксперты уверены, что правительство усвоило уроки прошлого.

Реконструкция рыбного порта в Магадане: новые возможности для экономики региона

Правительство Магаданской области инициирует масштабный проект по реконструкции морского рыбного порта.

Развитие здравоохранения в Нукутском районе

Губернатор Иркутской области поручил разработать концепцию улучшения медицинской инфраструктуры.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Новочеркасске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *