Дажынкi — праздник сбора урожая
Согласно белорусским традициям, после уборки полей нужно привлечь плодородие и задобрить козу Клуб белорусской культуры «Крывiчы» каждый год проводит праздники и обряды в разных уголках Иркутской области,
Дажынкi — праздник сбора урожая по старинным белорусским традициям, прошёл 15 сентября в деревне Александровск Аларского района, на пшеничном поле под Кутуликом. И если наши предки, работавшие на земле, совершали подобные обряды в знак благодарности, то на нынешние Дажынкi фермеры возлагают большие надежды: лето выдалось на редкость дождливое, пшеница ещё не вызрела, а заморозки уже подступают. Традиции несут в себе определённый смысл — не зря их передают из поколения в поколение белорусы, которые поселились в Иркутской области более века назад.
В нашем регионе проживают десятки тысяч белорусов. Действует несколько общественных организаций, в том числе — иркутский клуб «Крывiчы». Руководство клуба ведёт активную работу по сохранению культуры и традиций белорусского народа, что было неоднократно отмечено на региональном уровне в виде субсидий из бюджета Иркутской области на проведение мероприятий.
Праздник сбора урожая в этом году решили провести у деревни Александровск, на пшеничном поле площадью в 20 гектаров. Собрались на него и жители соседних деревень. Гостей из Иркутска приветствовали на трёх языках — по-бурятски, по-русски и по-белорусски. Дело в том, что сам Александровск был основан во время аграрной реформы начала XX века переселенцами из Белоруссии и Польши на бурятской земле и населён в том числе русскими. Многие десятилетия бабушки передавали детям и внукам культуру предков.
Обрядом «Дажынкi» заканчивается уборка полей, название это идёт от слова «дожинать». Проводят обряд женщины: бывалые крестьянки вместе с девушками и девочками серпами срезают колосья, чтобы собрать их в главный сноп. Руководит ими старшая жнея — нынче такая честь выпала Любови Зезюковой. Женщина призналась: хоть и выросла в Александровске, но впервые серп в руки взяла вот только сейчас.
— Родилась я в Брянской области, но воспиталась здесь, поэтому считаю себя сибирячкой, — объясняет Любовь Петровна. — Бабушка и мама мои говорили по-белорусски, а пели так красиво... Мама всегда говорила: как запоют — пташечкой полетела бы туда! И мне это всё близко, по сердцу.
Старшая жнея праздника поёт в местном ансамбле народной песни «Крынiченька». Белорусский коллектив основали почти 70 лет назад, хотя официально ему исполнилось только 11.
— Ещё наши мамы пели народные песни, лапти плели, и в них мы до сих пор выступаем, — рассказала Татьяна Наильевна Мерещенко, хозяйка поля, на котором проходил праздник. — Такая преемственность поколений! В нашем ДК в различных народных кружках — это и хореография, и ложкари, и театральный — занимается более 160 детей из деревни и района.
После того как девушки серпами скосили пшеницу, часть её связали, а из другой сплели венок для хозяйки поля. Увесистый и лохматый сноп (гаспадар) достался сыну Татьяны Наильевны — хозяину поля Сергею, с указанием хранить его до весны.
— Впервые проводим такое мероприятие на поле. Интересно, поможет ли нам обряд собрать большой урожай на следующий год, — комментирует обряд Сергей Мерещенко. — Было бы здорово — мы как раз планируем увеличить посевную площадь до 600 гектаров.
Сейчас у фермера Мерещенко 200 гектаров в аренде, большая часть засеяна ячменём. Кассир банка по профессии, в 20 лет он решил продолжить семейное дело — окончил курсы агрономов и вернулся из Иркутска в родной Кутулик. Его дед и прадед занимались возделыванием полей в своё время, и теперь опытные родственники помогают начинающему фермеру достичь успехов в нелёгком деле. Рискованное земледелие — так деревенские между собой называют фермерство: то год дождливый, то коров потравят... Правда, берут зерно исправно — селяне, тому же скоту, и предприятия в переработку для кормов. Перспективы есть, земля прокормит.
Символом плодородия белорусы считают козу, поэтому последний сноп молодая жнея-преемница обвязывает лентой, через льняную ткань вырывает сорную траву, аккуратно поливает пшеницу и затем скашивает её серпом. Пучок — это козья «борода», её хозяева поля сохранят и используют зёрна в следующей посевной, тогда урожай будет щедрым и богатым.
После традиционных хороводов и крестьянского стола, главным угощением которого стала каша со шкварками — сыта, участники отправились в ДК деревни Александровск, где местные коллективы устроили концерт дружбы народов.
View the full image Лапти для женщин из «Крынiченьки» сплели ещё их мамы, бабушки, которые основали ансамбль народной песни более 70 лет назад View the full image Младшая жнея, перевязав «бороду» из колосьев лентой, должна через льняную ткань выполоть сорняки, полить пшеницу и скосить её View the full image Собранный урожай женщины передают старшей жнее, из всех пучков свяжут главный сноп — господар View the full image Белорусские предки возвращали часть готового продукта земле-кормилице — закапывали «окраичек» хлеба на поле Текст: Александра Луканина , Фото: автораПоследние новости
В России будет создан Алиментный фонд
Государство начнет выплачивать алименты за неплательщиков.
Рабочий визит Анатолия Серышева в Иркутскую область
Полпред президента России отметил юбилей Иркутского диагностического центра и акцентировал внимание на помощи онкобольным.
Конкурс на лучшее счетное учреждение Иркутской области
Региональный Президиум подвел итоги конкурса 2023 года.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований