Библиосфера. Юрий Буйда «Сады Виверны» 16+
22.01.2023

Библиосфера. Юрий Буйда «Сады Виверны» 16+

Революцию 1917 года в России часто рассматривают как глобальную метафизическую трагедию.

Революцию 1917 года в России часто рассматривают как глобальную метафизическую трагедию. Иногда в ней даже видят библейский масштаб. Однако можно увидеть в «желании революции» общественно-психологическую категорию, не привязанную исключительно к России. Именно такой взгляд можно обнаружить в романе Юрия Буйды «Сады Виверны». На страницах этой книги в русской революции нет ничего исключительно русского. Революция – это не национальный пейзаж, а надмирный архтетип. Иногда общество живет мирно, а иногда его охватывает страсть, которую автор называет Эросом истории. Вот тогда и случаются революции.

Роман «Сады Виверны» обладает всеми элементами современной прозы. В нём есть эротика, есть убийства и прочая жестокость. Есть коварство, но есть и любовь. Что же тогда говорить о фантастических и мистических материях, без которых сегодня не обходится ни одна ходовая книга! Издательства нынче избрали такую колоду, и читатели, похоже, охотно принимают такую пищу.

Роман написан живым, выразительным языком, без излишних изысков и куртуазного маньеризма: «С крыльца мы увидели виверну (фантастическое существо вроде дракона), шагавшую через сад. Когда она подняла лапу, чтобы сделать очередной шаг, я разглядел осенний лист, прилипший к её пятке. Крылья виверны волочились по земле, из ноздрей вырывались клубы дыма. Облитая с головы до кончика хвоста алой чешуёй, она набирала ход, расшвыривая статуи и сокрушая фонтаны, наконец подпрыгнула и с протяжным криком взвилась в небо». Всё это вполне подходит под определение такого стиля, как необарокко.

В первой части книги действие происходит в начале 17-го века в Италии. На папском престоле Климент VIII, помогает ему племянник кардинал Альдобрандини. У этого кардинала есть незаконорожденная дочь-уродина Антонелла, которая неожиданно сбежала. Выяснилось, что сбежала она с художником Джованни Кавальери, который расписывал многие храмы. Но когда эту Антонеллу увидели, она оказалась красавицей. Так возникло предположение, что здесь не обошлось без нечистой силы. А раз так, нужна помощь инквизитора. Заняться этим делом поручено деятелю инквизиции испанского происхождения по прозвищу дон Чема и его секретарю Томмазо по прозвищу Мазо.

Во второй части мы переносимся во Францию времен Великой революции. Здесь главный герой Арман де Брийе, шалопай из Гавра, который теряет отца и становится свидетелем того, как мать повторно выходит замуж. Это общество избавлено от необходимости заниматься черным трудом. В друзьях у семейства маркизы и графы, а типичное времяпрепровождение – это рисование обнаженных натурщиц. А раз так, то с казнью короля есть риск потерять привилегии. Поэтому принимается решение отправить Армана де Брийе и еще одного молодого человека Мишеля д’Анжи к дальнему родственнику Лепелетье.

Все тайны в конце будут раскрыты, и снова мы увидим ниточку, протянувшуюся от Джованни Кавальери из первой части. Служение злу, возможность красоты не от Бога и вечная жизнь – вот с какими темами связывает автор эти сюжетные линии.

Заключительная, третья часть переносит нас в Россию конца 19-го века и потом революционную. В центре три семейства – скучающего помещика Якова Сергеевича Одново, управляющего кирпичного завода Владимира Преториуса, и обрусевшего банкира де Брийе, очевидно, связанного со второй частью. Речь пойдет об их детях. На дворе смутное время, в Петербурге каждый день теракты, тайные агенты охранки выискивают революционеров, а революционеры становятся тайными агентами охранки. Те, кто хотят свергнуть царя, обещают новый мир и нового человека, и на всех студенческих вечеринках это главная тема для обсуждения.

Шурочка, дочь Якова Однова, Георгий, сын Владимира Преториуса и Виктор, по прозвищу Вивенький, сын банкира де Брийе и Полины Вивиани, не остались в стороне от этих жестоких веяний времени. Самый страшный выбор, в духе Достоевского, делает Виктор Вивенький, который превращается в натурального монстра. Он готов пожертвовать всем ради своих целей и готов даже уничтожать близких. Дружба, родство, симпатии – все эти слова исчезают из словаря человека, выбравшего службу злу.

Третья часть «Садов Виверны» - это новые «Бесы» Достоевского. Художественная ткань Достоевского окрашена в единственный тон – идейный. Так и у Буйды сталкиваются идеи. Но до борьбы дело не успевает дойти, потому что побеждает Эрос Истории, гнусная похоть революционного разрушения. Именно этому Юрий Буйда и хотел посвятить свой роман. А Виверна – это крылатая рептилия с однозначной отсылкой к ветхозаветному змию. Герои этой книги выбирают зло, но не просто так. Они умеют логично защитить свой выбор.

"Сады Виверны", как всякую хорошую книгу, можно интерпретировать разными способами. На поверхности это три новеллы, связь между которыми неочевидна и отыскать ее нелегко. В самом деле, что общего между средневековым Римом, Францией времен Революции и Россией начала XX века? Ничего, кроме виверны: в первой истории свидетели встречаются с ней непосредственно; во второй древняя магия оборотничества виверн воплощается в человекоподобие; в третьей о них напоминает лишь родовой перстень героя, вместе с его способностью к универсальной мимикрии и совершенной беспринципностью.

Кажется, летающая змея была выбрана не столько за яркость и, в определенной степени, оксюморонность образа (рожденный ползать, летать не может) - сколько по созвучию, не имеющему общего с этимологией названия, но безошибочно считываемому подсознанием, плетущим семантические сети. Vivat - восторг, vita - жизнь . И все вместе - яростное восторженное проживание жизни, в размеренное движение которой врываются древние как мир страсти: вожделение, зависть, ревность, месть, ненависть.

Буйда Ю. Сады Виверны : роман / Юрий Буйда. – Москва : АСТ, 2021. – 377 c. – (Новая русская классика).

Книгу вы можете прочитать, воспользовавшись электронным ресурсом ЛитРес.

Райс Ж.В., 

главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных

(по материалам периодических изданий и источников открытого доступа)

Последние новости

Подведены итоги смотра-конкурса среди районных и первичных отделений за 2022 год

На заседании Бюро Иркутского городского местного отделения КПРФ подведены итоги Смотра на лучшую постановку работы среди районных отделений КПРФ и первичных отделений г. Иркутска.

4 февраля — Всемирный день борьбы против рака

Во всем мире ежегодно специалисты призывают население к регулярному прохождению медицинских осмотров с целью как можно раннего выявления опасных заболеваний, в том числе рака.

В Иркутской области за сутки зарегистрировали 110 случаев COVID-19

3 февраля в Иркутской области официально подтвердили 110 заболевших коронавирусной инфекцией.

Card image

Сессия — ответственный период для каждого студента

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *