Как один мужик двух генералов подставил
На днях мне в руки попался любопытный материал. Некто Леонид Андреев в газете «Ангарские ведомости» поместил статью с помпезным заголовком «Глупость или холодный расчёт?
На днях мне в руки попался любопытный материал. Некто Леонид Андреев в газете «Ангарские ведомости» поместил статью с помпезным заголовком «Глупость или холодный расчёт? Как депутат от Ангарска чуть не лишил округ субсидии на 2,4 млрд рублей».
Кто автор, выяснять не собираюсь: фамилия явно вымышленная, а статья столь же явно заказная. Да и кого вообще интересует автор? Главное лицо в такого рода произведениях – заказчик. Сразу возникает вопрос: на кой сдалась ему эта бестолковая статья? «Ангарские ведомости» – газета муниципальная, содержится за счёт бюджета, и просто так заказные статьи городская власть размещать не станет. Значит, смысл был.
Но какой? Вот в этом мы с вами и попытаемся разобраться.
Итак, что же господин Андреев нам сообщил?
А поведал он о том, что Ангарск, будучи городским округом, ежегодно теряет около полумиллиарда бюджетных рублей в связи с тем, что его статус поражён в экономических правах по сравнению со статусом муниципального района. Администрация с 2016 года мужественно пытается восстановить справедливость, Но, увы, тщетно…
И вот с приходом в Иркутскую область губернатора Игоря Кобзева, а на место главы его правительства Константина Зайцева спасительный выход из тупиковой ситуации был найден. Не будем, мол, заморачиваться на изменении законодательства, а просто подкинем ущемлённому АГО 2,4 млрд руб. на социальные нужды через соответствующую госпрограмму.
Этот спасательный круг был брошен Ангарску только лишь в этом году, а реализован при внесении соответствующих поправок в областной бюджет, принять которые нужно было на самой последней сессии Законодательного собрания третьего созыва. После чего депутатский корпус уходит на каникулы готовиться к своим очередным выборам, которые состоятся в сентябре.
Но вот беда: нашёлся в Заксобрании у Ангарска отъявленный недоброжелатель – депутат Евгений Сарсенбаев, который не пожелал, чтобы нашему городу и его жителям хорошо жилось, чтобы достались им эти миллиарды. Причём блокаду свою он закамуфлировал под какие-то поправки, которые на сессии и озвучены-то не были. Он даже попытался перенести обсуждение вопроса об изменении бюджета-2023 с 7-го пункта по повестке на 36-й. А это не что иное, как саботаж.
Короче, вредитель чистейшей воды. Зачем ему это понадобилось, в статье объяснено путано и невнятно. Просто из зловредности характера, потому что его поправки не прошли. А может, что и похуже задумал…
Но истинные патриоты Ангарска, коими оказалось большинство присутствующих на сессии коллег Сарсенбаева, сорвали его коварный план и проголосовали-таки за скорректированный бюджет. И теперь Ангарск точно получит 2,4 млрд руб., а Сарсенбаев заклеймён статьей и администрацией АГО как самый антинародный депутат Законодательного собрания Иркутской области всех созывов.
А теперь комментарии.
Начнём по порядку. Сначала о ежегодных полумиллиардных потерях. Об этом администрации Ангарского района надо было начинать беспокоиться не в 2016-м, а в 2015 году. Объединение района в городской округ – сложный социально-экономический, организационный и юридический процесс. Проводить его следовало неторопливо, выверенно, обложившись областными законами, с учётом интересов граждан и села, и города. А получилось ни к селу ни к городу…
И всё потому, что у мэра Ангарского района Сергея Петрова и губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко в 2015 году земля горела под ногами. Они очень опасались, что, несмотря на политический заказ, Владимира Жукова могут не осудить – слишком хлипким было заведённое на него уголовное дело. Поэтому объединение района в округ стряпали на коленке. Теперь мы расхлёбываем.
Эксперты предупреждали «прорабов» объединительного процесса: если не будут подготовлены все необходимые документы и не будут внесены обязательные коррективы в областное законодательство, неизбежные финансовые потери Ангарска составят как минимум шестьсот миллионов рублей в год. Но тщетно. Подумаешь – 600 млн руб., когда под контроль попадает такая территория. В итоге за 8 лет общие потери АГО составили около 5 млрд рублей. И будут только расти…
2,4 миллиарда тоже, конечно, деньги немалые. Депутат Сарсенбаев и инициативу правительства Приангарья, и саму госпрограмму поддержал и в комитете, и на сессии. Первый транш в 400 млн рублей поступит уже в этом году. Но с учётом того, что администрация Петрова пролетела мимо стольких госпрограмм, так как вовремя не готовила необходимую документацию, уверенности в том, что и эти деньги не проплывут мимо Ангарска, у меня нет.
Как отметили в областном Минстрое, наш округ уже потерял в текущем году по вине администрации АГО 604 млн рублей. Ангарск остался без финансирования программы «Доступное жилье» для многодетных семей на ближайшие 3 года. Эти деньги были предусмотрены на строительство улично-дорожной сети в кварталах 256 и 259, где проживают многодетные семьи. Из них 580 млн рублей должны были быть выделены из федерального бюджета, 24 млн руб. – из бюджета области. Но предварительное соглашение о софинансировании проекта с АГО было расторгнуто по вине местной администрации, и реализация программы не состоится. Так что делайте выводы…
Что же каcается попыток Сарсенбаева сорвать процесс принятия изменений в областной бюджет на 2023-2025 гг., то этот бред и комментировать смешно. В Законодательном собрании 45 депутатов. Только воспалённое воображение автора статьи способно было нарисовать нам сюрреалистичную картину того, как Евгений Сарсенбаев в здравом уме и твёрдой памяти пытается единолично сорвать принятие главного финансового документа Иркутской области.
На самом деле он лишь пытался обратить внимание пленарного заседания на смысл своих поправок и объяснить необходимость их принятия. Но, как верно заметил автор статьи, озвучить их ему не дали. И чтобы понять, почему возникли эти трения, пора перейти к смыслу самой «Поправки Сарсенбаева».
Что же именно предложил исправить Евгений Сейтович и почему он так настаивал на принятии своих поправок или хотя бы на их публичном обсуждении?
В ходе прошедшей сессии Заксобрания в рамках поправок в бюджет-2023 было предусмотрено бюджетное финансирование строительства на территории АГО мусороперерабатывающего завода. То есть в бюджет заложили ближайшую перспективу резкого ухудшения экологического состояния нашего города.
Этот вопрос в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отнесён к вопросам регионального и местного значения. И защита прав жителей г. Ангарска на благоприятную окружающую среду является обязанностью как администрации АГО, так и областной власти. Но корпоративные коммерческие интересы не сравнить с экологическими проблемами. «Это тебе не Соболевская, тут у них любовь с интересом». И на сессии наблюдалось беспрецедентное единение этих интересов…
Итак, для финансирования мероприятия «Строительство (реконструкция) объектов утилизации, размещения и переработки отходов производства и потребления, а также выполнение проектных и изыскательских работ в целях строительства указанных объектов» подпрограммы
«Отходы производства и потребления» государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» в региональном бюджете предусмотрены ассигнования в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в сумме 900 млн рублей.
Из пояснений должностных лиц правительства Иркутской области следует, что эти средства планируется вложить в строительство завода по переработке мусора на территории г. Ангарска. Этот экологически опасный и вредный «заводик» предполагает переработку у нас под носом отходов со всех ближайших территорий Иркутской области и, вероятнее всего, даже из-за её пределов. При этом степень экологической безопасности и характер планируемых к применению технологий не оглашены и не известны.
Подготовка и принятие такого решения проводилась без открытого и публичного обсуждения с жителями Ангарска правовых оснований и последствий строительства этого завода. Соответственно, у авторов проекта и поддерживающих их областных и городских чиновников сегодня нет объективного, прозрачного и заслуживающего доверия мнения населения по этому вопросу.
Такой подход и возникший информационный вакуум вызывает у жителей АГО обоснованную тревогу, формирует мнение об очередной попытке властей, в том числе и региональных, создать на территории г. Ангарска грандиозную «мусорную помойку» и возрождают ранее циркулировавшие слухи об уже созданной на территории АЭХК «ядерной помойке».
Евгений Сарсенбаев резонно посчитал, что этот проект не только сырой, но ещё и несущий непредсказуемые и неоправданные риски для нашей территории. Поэтому не стоит спешить с его финансированием.
В связи с этим на сессии при принятии проекта закона «Об областном бюджете на 2023 год» была внесена поправка об исключении спорной суммы 900 млн рублей и переносе её в резервный фонд. Из резервного фонда эти денежные средства предполагалось использовать на финансирование любых неотложных расходов, которые мы не смогли обеспечить бюджетом (например предоставление жилья многодетным семьям или детям-сиротам, выплаты участникам СВО и т.п.).
Как правило, проекты законов, затрагивающие все области жизнедеятельности субъекта, рассматриваются в трёх чтениях с учётом внесения поправок после первого чтения. Чтобы внесённые поправки были надлежаще оформлены, по ходу сессии выделяется срок для их рассмотрения на профильных комитетах. Учитывая значение и размер спорной суммы, Сарсенбаеву пришлось настаивать на рассмотрении комитетом по бюджету этой поправки – принять или отклонить, но в рамках этой сессии.
Поспешность, с которой принимался бюджет в первых вопросах повестки, и нежелание некоторых депутатов отложить рассмотрение вопроса на вторую половину повестки привело к изучению процедурных вопросов.
Правовое управление указало председателю Заксобрания, что депутат вправе до окончания второго чтения внести поправку в закон.
Пришлось также объяснять смысл основания его поправки: «В целях соблюдения в соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принципа эффективности использования бюджетных средств».
Данный вид бюджетных расходов предусмотрен в рамках концессионного соглашения от 07.03.2023, заключённого между Минприроды (концедент) и ООО «РТ-НЭО Переработка отходов» (концессионер) по строительству на территории АГО мусороперерабатывающего завода. При этом указанным соглашением предусмотрены этапы создания объекта, и условием получения капитального гранта (т.е. спорных 900 000,0 тыс. рублей) является получение концессионером положительного заключения госэкспертизы проектной документации и достоверности сметной стоимости на объект соглашения. Однако концессионер данных результатов в 2023 году получить не планирует
(заключение КСП Иркутской области от 14.06.2023 № 01/36-Э).
Кроме того, при страховании ответственности концессионер может выйти максимум на страховое возмещение в 67 млн рублей – его имущественное положение, по оценке КСП, не позволяет получить страховку в размере капитального гранта.
Смысл вышеуказанного концессионного соглашения – использование наименьшего объёма средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств (результативности). Однако и смысл соглашения, и принцип эффективности использования бюджетных средств по ходу реализации «мусорного проекта» явно не соблюдаются.
В связи с этим, учитывая, что регион результатов, заданных концессионным соглашением, объективно не получит, автор поправки предложил расходы по коду целевой статьи 6520329999 (финансирование строительства мусороперерабытывающего завода в Ангарске) исключить.
Как видите, «Поправка Сарсенбаева» оказалась документом весьма существенным и для Ангарска крайне полезным. Но один, как мы знаем, в поле не воин. И хотя вносилась она не одним Сарсенбаевым (ее соавторами была треть депутатского корпуса), ни на профильном бюджетном комитете, ни на сессии реальной поддержки Евгений Сейтович не получил. Оно и понятно: «Если не в Ангарске заводик построят, то где? А вдруг у нас?..»
Тем не менее с подачи Сарсенбаева замолчать блокаду его поправки не удалось. Обсуждение получилось хоть и непонятным для обывателя, но достаточно резонансным и вполне подходящим для кривотолков.
Однако в региональных СМИ этот инцидент остался незамеченным. По всей видимости, областное руководство не было настроено публично обсуждать «Поправку Сарсенбаева».
И только наши «Ангарские ведомости» разродились совершенно необязательной статьей, к тому же выстрелившей в пустоту. Похоже, её заказчик сделал это без согласования со своим областным руководством. Говорят, глава города лично продублировал этот «выстрел», заявив, что Сарсенбаев был намерен перенести вопрос о бюджете на осеннюю сессию. Конечно, журналист может быть безграмотным в вопросах о бюджетном процессе и о регламенте областного парламента, но «заслуженному строителю России» негоже демонстрировать свою некомпетентность, распространяя подобные фейки. Нам и украинских хватает.
В итоге получился конфуз: региональное руководство «наложило вето» на популяризацию Сарсенбаева, а наша городская администрация «шефов» подставила? У М.Е. Салтыкова-Щедрина есть такая социальная сказка – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» называется. Если ее переиначить на ангарский манер, то описанный мной конфуз можно озаглавить так: «Как один мужик двух генералов подставил».
И всё же блокада действительно была, но это была не безуспешная попытка Сарсенбаева заблокировать бюджет, а успешная попытка «мусорных лоббистов» заблокировать его поправки. При этом у администрации Петрова найдётся, полагаю, и свой немалый интерес к строительству у нас мусороперерабытывающего завода. Так кто же недруг Ангарска?
Поэтому я возвращаю автору и заказчику статьи их вопрос: «Что вами двигало, господа, «глупость или холодный расчёт?»
А на свой вопрос о том, какой смысл был у той статьи, ответа я так и не нашёл…
И в завершение. Вот что пообещала городская власть ангарчанам через 2,5 года: «Скейт-парк и лыжероллерная трасса, новые многофункциональные спортивные площадки и дворовые хоккейные корты, благоустройство памятных мест и скверов, ремонт внутриквартальных проездов и внегородских дорог, капитальный ремонт здания бывшей больницы в 85 квартале и создание жилых помещений для предоставления в аренду работникам бюджетной сферы». И много чего ещё. Однако…
Госпрограмма, как мы с вами уже запомнили, рассчитана до 2025 года, и именно в 2025 году у Сергея Петрова очередные мэрские выборы. И денег это мероприятие стоит немалых…
Александр Пашков,
помощник депутата Законодательного собрания Иркутской области Е.С. Сарсенбаева
Последние новости
Почему утренняя бодрость зависит от вашего матраса
Как сон на правильной поверхности меняет жизнь к лучшему
Как тепловая завеса спасает от холода и сквозняков: мифы и реальность
Тепло и уют в любое время года — возможно ли это?
Как работают промокоды и что нужно знать, чтобы получить максимальную скидку.
Разбор принципа действия промокодов, их типов и как правильно их использовать.
Потребительский кредит без боли: как не стать жертвой долговой ямы
Как взять кредит с умом и не пожалеть об этом спустя пару месяцев