Мост через Лену в Якутске: в ожидании с 1985 года

Якутск входит в список 100 крупных и крупнейших городов России, но при этом не имеет постоянного круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть.

Якутск входит в список 100 крупных и крупнейших городов России, но при этом не имеет постоянного круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть.

Соединить два берега Лены недалеко от столицы Якутии хотели еще в советские годы. Но дальше обсуждений не дошло: после распада СССР проект убрали в долгий ящик, и более предметно о необходимости построить Ленский мост стали говорить только после 2010 года.

Почему мост нужен?
Часть Якутии на левом берегу Лены до сих пор не имеет стабильной транспортной связи с остальной Россией. Летом сообщение между берегами возможно только водным транспортом, а зимой — по льду. В межсезонье же Лена недоступна для нормальной навигации, и центр республики отрезается от восточной части. Это не только усложняет жизнь людей, но существенно влияет на затраты доставки необходимых ресурсов для нужд республики.

Но дело не только в транспортной доступности для жителей Якутии. Ленский мост важен для соединения транспортных магистралей: речь идет о Транссибирской и Байкало-Амурской — с одной стороны, и Северного морского пути — с другой, на который руководство страны делает ставку как на перспективный транспортный коридор «Европа — Севморпуть — Тикси — Якутск — Благовещенск — Китай — АТР».

Мост через Лену объединил бы также федеральные автомобильные дороги «Лена» и «Колыма» с автодорогой «Вилюй», и тогда Восточная Сибирь кратчайшим путем стала бы связана с портами Охотского моря. Кроме этого, появился бы транспортный коридор от Иркутска до Магадана.

Необходимость соединить эти пути и улучшить транспортно-логистическую связанность в 2022 году для РФ стала как никогда актуальной: после потери европейского рынка те, кто работали на экспорт, были вынуждены «развернуться» на Восток. В этих условиях стало ясно, что существующие логистические пути в прямом смысле не вывозят весь объем экспортной продукции, который теперь пытаются продать новым покупателям.

По словам главы Якутии Айсена Николаева, мост через реку Лена «обеспечит транспортно-логистическую пространственную связанность на 18% территории РФ», а 83% жителей самого большого региона страны попадут «в зону круглогодичного транспортного сообщения».

Строительство все откладывается и откладывается
Изначально планировалось строительство совмещённого автомобильно-железнодорожного мостового перехода. В 2008 году Главгосэкспертиза даже утвердила проект, который предполагал строительство моста длиной 3,2 тысячи метров и стоимостью в 15 миллиардов рублей. Однако позже от этого проекта отказались. В 2013 году Федеральное дорожное агентство объявило конкурс и даже выбрало победителя, который должен был начать строительство моста. Из проекта исключили железную дорогу, при этом стоимость строительства возросла уже до 40 миллиардов.

Но в 2014 году случился Крым, и строить мост через Лену так и не начали. Помощник президента Андрей Белоусов тогда предложил перенести строительство моста через Лену на более поздний срок, а средства, которые планировали потратить на него, — перенаправить на строительство Крымского моста и другой инфраструктуры. В итоге сэкономленные на этом решении 44 миллиарда рублей направили на нужды Крыма, а проект моста через Лену отложили в стол до 2020 года.

В 2020 году правительство Якутии заключило концессионное соглашение о строительстве моста с Ростехом и группой ВИС. Стоимость строительства тогда оценивалась уже в 83,4 миллиарда рублей. Спустя год в проект вошел Сбербанк. Вместе они создали Восьмую концессионную компанию, которая отвечает за реализацию проекта. Тогда же, в 2021 году вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что стоимость строительства моста необходимо «скорректировать» и найти варианты для оптимизации проекта.

Летом 2022 года проект моста передали на одобрение Главгосэкспертизе. Выяснилось, что его строительство подорожало уже до 175 миллиардов рублей. В октябре после того, как Главгосэкспертиза вынесла свои замечания по проекту, Восьмая концессионная компания расторгла договор на проведение государственной экспертизы. Совместная компания ВИС, Ростеха и Сбербанка намерена переделать проект, уменьшить стоимость строительства и снова подать проект на экспертизу до конца 2022 года. В пресс-службе ВИС сообщили, что договор расторгли из-за замечаний Главгосэкспертизы к конструктивным решениям, а не из-за высокой стоимости проекта.


Последние новости

Запрет на кальяны и вейпы в Кемеровской области

Новый закон направлен на улучшение общественного здоровья.

Обсуждение изменений в региональном бюджете Иркутской области

Комитет по бюджету продолжает работу над финансовыми вопросами региона.

Рубль продолжает падение на фоне экономических нестабильностей

Курс российской валюты достиг рекордно низких значений.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Камышине, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *